- Ваша газета первая поверила в нас и в то, что мечты могут сбыться, - сказал на прощание корреспонденту "Российской газеты" капитан судна и руководитель кругосветки Равиль Сабиржан. - Мы с гордостью пройдем под вашим флагом. В пути он станет нашим талисманом.
К этому походу Равиль Сабиржан шел одиннадцать лет. Время даром не терял: перелопатил гору научной литературы, пересмотрел массу фильмов, изучил характер морей и океанов. И даже яхту своей мечты решил построить сам - естественно, с помощью своих друзей-яхтсменов. Кораблестроители вложили в нее столько, что она смогла бы стать достойным конкурентом и более мощным судам, и при этом уложились всего в два миллиона рублей. Казанские яхтсмены шутят, что за рубежом такая красавица потянула бы на все двести тысяч долларов. Когда пришла пора дать яхте имя, Равиль Сабиржан ни минуты не сомневался и окрестил свое детище "Фатимой".
- Так звали мою бабушку, - рассказал перед отплытием капитан судна. - Она была одним из самых любимых людей в моей жизни. Это была религиозная, порядочная, добрая и заботливая женщина. Она всегда оберегала меня. Не имея еще большого опыта плавания по Волге, я часто попадал в экстремальные ситуации и всегда выходил сухим из воды. Я считаю, что это заслуга бабушки Фатимы, незримое присутствие которой ощущаю каждый раз, когда поднимаюсь на борт.
По приблизительным расчетам искатели приключений преодолеют более пятидесяти тысяч километров или тридцать тысяч морских миль. Поход как бы будет разбит на две части: до первого марта мореплавателям обязательно нужно пересечь мыс Горн, иначе потом сделать это будет практически невозможно. Весной здесь начинается сезон штормов, достаточно опасный для плаваний. Практически две недели займет путешествие по России: искатели приключений спустятся вниз по Волге, затем через Волго-Донской канал пройдут в Черное море. Первая остановка за пределами родной страны - Стамбул. Дальше мореплаватели будут действовать по погоде и обстановке и определяться, к каким берегам пристать. Первоначально планировалось, что путь проляжет через Бейрут и Хайфу, но в связи с последними событиями визит в эти города придется отложить. Ближе к осени путешественники рассчитывают на встречу с Индийским океаном. Говорят, очень хочется попробовать цейлонский чай на его родине. На юге Индии и на Мальдивских островах путешественники хотят как следует отдохнуть, привести себя в порядок, пройтись по твердой земле и пополнить запасы топлива и продовольствия, которых бы хватило для длительного перехода к берегам Австралии. После этого - встреча с Тихим океаном и странами, которые он омывает: Новой Зеландией, сказочными островами Французской Полинезии и загадочным островом Пасхи. Здесь они хотят встретить Новый год. И когда путешественники наконец достигнут мыса Горн, первый и, пожалуй, самый сложный этап кругосветки останется уже позади. Впереди - Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро. По ту сторону Атлантического океана мореплаватели встретятся со странами Западной Африки и обойдут всю Европу, после чего где-то в начале лета прибудут к российской границе и через Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород вернутся к родным берегам.
Все члены экипажа - люди разных профессий, которыми движет только одно - жажда приключений. Роль матросов в этом путешествии выпала на долю двух предпринимателей - Фарида Ситдикова и Ильдуса Янышева. Кстати, Фарид бросает вызов океанам уже не первый раз. В отличие от него Ильдус ни разу не выходил в открытый океан. Судовым врачом и по совместительству матросом с радостью согласился стать заведующий хирургическим отделением казанской онкологической больницы, а также яхтсмен с большим стажем Виталий Стрункин. В качестве шкипера в поход отправился Иван Поликасов - мастер спорта по виндсерфингу, а также яхтсмен со званием мастера спорта международного класса. Стоит отметить, что только два члена экипажа пройдут кругосветку от начала и до конца - вдохновитель похода Равиль Сабиржан и боцман Ахнаф Салахутдинов - старший научный сотрудник Института экологии и природных систем Татарстана. Остальные участники похода не могут оставить работу на столь долгое время, поэтому на протяжении всего пути будут сменять друг друга. В результате таких перестановок экипаж будет состоять только из четырех человек. Когда команду покинет судовой врач, путешественники будут поддерживать с ним постоянную связь в режиме онлайн. До берегов Красного моря проводить мореплавателей отправились и их дети, которые, как и родители, бредят морем.
- Надеемся, что обойдемся без бюрократических проволочек, которые сопровождают оформление виз, - сказал напоследок Равиль Сабиржан. - Мы собираемся вписаться в решение, которое приняли на международной конференции страны, омываемые морями и океанами. Согласно ему каждый яхтсмен имеет право в течение четырех дней находиться на территории любого морского государства без визы, для того чтобы получить всю необходимую ему помощь: от мелкого ремонта до пополнения запасов воды и продовольствия. До сих пор у путешественников, которых я лично знаю, не было проблем с пограничниками этих государств.
А вот договориться с океаном, по мнению участников экспедиции, будет гораздо сложнее, поэтому к вопросам безопасности яхтсмены подошли очень серьезно. К примеру, в случае кораблекрушения яхта сможет дрейфовать несколько суток. Такую плавучесть ей обеспечит пенопласт, которым заполнены ниши стен и потолка. С собой в дорогу мореплаватели берут спасательный буй. Говорят, самого последнего поколения. Кроме того, путешественники обещают ежедневно сообщать о своем местонахождении дежурному одного из казанских охранных агентств. В случае если команда не выйдет на связь в течение суток, их друзья, которые остаются дома, поднимут тревогу.
В кругосветное путешествие вместе с членами экипажа "отправилась" и целая тонна продуктов: гигантское число банок с тушенкой, сгущенкой и рыбными консервами. Так, по мнению экипажа, значительно дешевле и надежнее. Правда, с яблоками и картошкой участники экспедиции расстались надолго, в пути их заменят экзотические фрукты и овощи.
Путешественников уже ждут татарские диаспоры многих стран мира. Например, в Австралии экспедицию обещали встретить по всем татарским традициям, непременно с чак-чаком, чтобы напомнить искателям приключений об их далекой родине.
P.S.
Наша газета на протяжении всего путешествия будет держать своих читателей в курсе событий.