В Тынде сейчас думают не о том, как увеличить рождаемость — в ближайшее время бамовским женщинам вообще будет негде рожать. Эксплуатация имеющегося родильного дома невозможна из-за нарушений санитарно-эпидемиологических норм. За 27 лет эксплуатации роддома в экстремальных условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты все инженерные коммуникации здания пришли в негодность. В роддоме уже были аварии, когда лопнули канализационные трубы. Тогда благодаря оперативным действиям врачей удалось избежать катастрофы.
Прогнившие водопроводные трубы несут в себе серьезную опасность возникновения инфекционных заболеваний. В прошлом году из-за плохого качества воды были зарегистрированы десятки случаев заболеваний гепатитом А. Аналогичная ситуация может возникнуть и в роддоме.
— Мы ходим по лезвию ножа, в любой момент в тындинском роддоме может возникнуть ситуация, которая сложилась в Краснотурьинске, когда из-за грибка погибли пять новорожденных, — рассказывает заместитель главного врача районной больницы по детству Наталья Белова. — На многих стенах здания образовался грибок, и сейчас мы боимся возникновения внутрибольничной инфекции. По сути, все мы рискуем своими головами. Мы давно должны были закрыть роддом, но где женщинам тогда рожать?
Тындинский роддом был построен в 1979 году по программе поддержки малых народностей Севера — эвенков. Но в те годы, когда шло сооружение Байкало-Амурской магистрали, основными пациентами роддома были не коренные жители, а жены строителей БАМа. В начале 80-х в Тынде рождалось более двух тысяч малышей ежегодно. Это был один из самых высоких показателей рождаемости в Советском Союзе.
По титулу БАМа в столице магистрали был запланирован еще один роддом, но из-за резко изменившейся ситуации, когда люди стали уезжать, этот проект остался только на бумаге.
Сегодня роддом обслуживает не только тындинцев, но и жителей Зейского, Селемджинского районов, Каларского района Читинской области.
— Персонал родильного дома решает серьезные проблемы коренного населения Севера. За последние шесть лет не допущено ни одного случая материнской и младенческой смертности у эвенков, — говорит старшая акушерка роддома Тамара Коновалова. — А это очень сложный контингент. Как правило, они не состоят на учете в женской консультации и поступают к нам в конце срока беременности. Наш роддом сейчас единственный на севере Приамурья, и если его закроют, трудно представить, где и в каких условиях будут рожать женщины, живущие на всей трассе БАМа.
Врачи с содроганием ждут очередной зимы. В сильные морозы в палатах и операционных промерзают стены, из щелей дует ветер. Их заделка никоим образом не помогает, поэтому в некоторых кабинетах всегда холодно.
В 2000 году началась переписка тындинских медиков с областной администрацией, правительством России с просьбой решить проблему капитального ремонта роддома. Везде соглашались с доводами врачей, но как только дело доходило до серьезных капитальных вложений, все снова возвращалось на круги своя: звонки, телеграммы, письма.
По 131-му федеральному закону «О местном самоуправлении» содержание родильных домов относится к ведению муниципалитетов. Однако найти в дефицитном бюджете Тынды семь миллионов рублей на ремонт роддома, по мнению местной администрации, нереально.
— Роддом не может использовать на ремонт деньги от родовых сертификатов, которые выдаются с начала года, — объясняет главный врач. — Их целевое использование — это заработная плата и медицинское оборудование.Медики надеялись на поддержку компании нефтяников, но они прямо заявили, что вкладывать деньги в социальные проекты не намерены. Других крупных спонсоров в городе и районе нет.
Как говорят тындинские медики, женщины в большинстве случаев предпочитают рожать в своем городе. Поэтому маленькие жители Тынды, за редким исключением, появляются на свет у себя на родине.
Врачи это связывают с тем, что в бамовском роддоме доброжелательный, квалифицированный персонал. Но акушеры боятся, что уже завтра человеческие отношения и кадры уйдут на второй план и роженицы будут опасаться оставаться в местном роддоме. А те женщины, которые уже увидели санитарные условия роддома, наверняка не решатся вернуться сюда еще раз.
Комментарий
Игорь Высоцкий, заместитель мэра Тынды по социальным вопросам:
— У нас осталась одна надежда на президента России. Мы написали ему письмо, где процитировали его высказывания по вопросу демографической политики и описали ситуацию в тындинском роддоме. До этого мы обращались к министру здравоохранения Михаилу Зурабову, но оттуда пришел ответ, что министерство не занимается вопросами финансирования роддомов. Нам посоветовали искать деньги в местном бюджете. Мы согласны на это, если бы нам оставляли хотя бы половину собранных городом налогов. А сейчас в бюджете нет денег даже на косметический ремонт здания роддома, не говоря уже о капитальном.