21.07.2006 01:00
    Поделиться

    Шевчук отказался восхвалять Ельцина в "Свободе по-русски"

    - Все наши режиссеры, которые стремятся получить западные гранты, могут получать их в виде поддержки гарантированной чернухи. Эта чернуха уже давно не востребована западной аудиторией. Мне случилось 4 месяца работать во Франции, где я смотрел главные телеканалы. За четыре месяца русский сюжет прошел на экране 4 раза. Первый - это пожар в доме престарелых, другой - в ростовской больнице заразили 25 детей СПИДом, затем чудовищное убийство старушки... Ничего другого на Западе о России не востребовано. Но у нас есть свое понятие, что такое государственность, что такое национальное достоинство. И когда критики говорят, что нет такого фильма, который бы отвечал репрезентативному образу России, я бы сказал: "Есть такой фильм - это "Свобода по-русски".

    Российская газета | Кому принадлежала идея?

    Андрей Смирнов | Мне принадлежала идея и координация всего проекта, у меня была команда, которая вложила свои идеи, умение, отчего родился сериал из 10 серий. Рассказчик, душа картины - лидер молодежи Юрий Шевчук. Он из народа, и у него высокий вотум доверия.

    РГ | Андрей Сергеевич, почему именно вы взялись за этот проект?

    Смирнов | Я интересовался русской историей, историей революций. При коммунистах такой фильм невозможно было сделать. Подступили к проекту три года назад, но, пока копались, подошло столетие Думы. На днях было опять столетие, но столетие разгона Думы. Весь этот год - юбилейный.

    РГ | На каком канале ТВ будет показано?

    Смирнов | До каналов пока не можем достучаться. Но я изначально отказался от совместного производства с ТВ, чтобы избежать телевизионной цензуры. Фильм сделан на документах, использован лишь только один игровой кадр, где падает колокол. Из 30 тысяч фотографий и картинок, прошедших через наши руки, в фильме осталась половина иллюстраций.

    РГ | Как удалось Юрия Шевчука уговорить на участие в фильме? Легко он согласился?

    Cмирнов | Да. Сначала ему это предложение показалось несколько странным, но я его уговорил.

    РГ | Шевчук не пытался изменить текст? Он человек с собственным мировоззрением?

    Смирнов | Текст писали наши авторы, я его редактировал, иногда мы спорили. Но Шевчук сразу поставил условие, что он не будет говорить того, с чем он не согласен. И мы с этим считались. У Шевчука своя политическая позиция: он не пожелал восхвалять Ельцина. Мы ушли от эмоций. Да и эмоция в фильме одна - чувство любви к России.

    РГ | В фильме есть утверждение, что нынешний парламент потенциально сильный...

    Смирнов | Безусловно. Этот состав парламента не такой интересный для публики, потому что драк нет, но в нем гораздо больше профессионалов - юристов, экономистов. Когда мы отбирали депутатов для интервью, мы поставили задачу: избегать всяческого пиара - у нас нет названий партий, должностей. Мы просто пытались показать сегодняшний парламент. Главное, что в России есть парламент, он развивается, рано или поздно придем к тому, что отношения исполнительной и законодательной властей будут соответствовать российским реалиям. 10-й фильм называется "Цена", и там есть такой кадр: Юрий Шевчук сидит на полу, камера отъезжает, и мы видим, что он сидит в пустом зале Государственной Думы.

    "Вот сижу я здесь и думаю, - говорит Шевчук, - и зачем мне эта Государственная Дума?" И после этого идет большой блок из интервью, в котором депутаты рассказывают о конкретных законах, которые касаются нас всех: пьянства за рулем, получения наследства и т.д. Это ответ на вопрос "зачем?" и дается конкретный ответ - что сделала Дума.

    РГ | Кто наиболее тесно с вами сотрудничал?

    Смирнов | В десятом фильме большое интервью Юрия Шевчука с Борисом Грызловым. Нам много помогала Любовь Слиска.

    РГ | Если бы Столыпина не убили, по какому пути пошло бы развитие России?

    Смирнов | Столыпин говорил: "России нужно 20 лет покоя". За 20 лет крестьянская реформа дошла до конца. А так первые русские парламентарии потерялись...

    РГ | Фигуры Витте, Столыпина мощнее нынешних политиков?

    Смирнов | Чем Ельцин? Вряд ли. Хотя мы до сих пор ездим по дорогам Витте!

    РГ | Вы целиком работали над фильмом или еще снимались как актер?

    Смирнов | Девять месяцев шел монтаж фильма. За это время у меня был один-единственный выходной - 1 января. Следующий выходной был день показа фильма в Доме кино.

    Мне хотелось, чтобы фильм был интересен молодежи. По мере готовности серий я их проверял на компании своего пятнадцатилетнего сына.

    РГ | В фильме говорится, что родилось поколение "детей граждан"?

    Смирнов | Еще нет. В 10-м фильме, который называется "Цена", рассказывается о демографической обстановке в России. У меня родился сын, а тут грянул путч. Через месяц я сказал: "Ты - первый свободный гражданин свободной России". Вот его дети будут первыми детьми поколения граждан.

    РГ | А что говорила о фильме ваша старшая дочь Дуня Смирнова?

    Смирнов | Она не видела: накануне у нее была премьера фильма "Связь".

    РГ | Где снимаетесь сейчас?

    Смирнов | В картине Гены Сидорова "Апостол" с Женей Мироновым, а потом будем сниматься с женой у Борщевского в сериале "Тяжелый песок".

    РГ | Ваш любимый фильм?

    Смирнов | Один? Да у меня десятки любимых.

    РГ | Где можно купить книгу вашего отца "Брестская крепость"?

    Смирнов | Сейчас нигде. При советской власти книга была запрещена. Ее переиздали только через семнадцать лет.

    РГ | Вы были членом партии?

    Смирнов | Никогда. Но я был три года первым секретарем Союза кинематографистов.

    РГ | Что в ваших планах?

    Смирнов | Хочу снять фильм о судьбе русской деревенской женщины. Ношусь со сценарием два года.

    Под дулом револьвера

    "Чтобы сильный и богатый не сожрал слабого и бедного, нужен закон, который бы нас защищал. В России законы издавал царь. Но вот с того момента, когда законодательную власть вручили народному избранию, власть исполнительная никак не могла с ней ужиться, в новые времена дело дошло до танков".

    - В Таврическом дворце сто лет назад, - начинает свой рассказ Юрий Шевчук, - в городе Санкт-Петербурге открылась Государственная Дума - первый российский парламент. И не прошло и недели, а уже весь Питер распевал:

    Сидит Ваня на крыльце

    Во Таврическом дворце,

    Ваня избран от народа,

    Ох, в семье не без урода.

    Государь был в Петергофе, он все еще колебался - конституция или военная диктатура? Кандидатов в диктаторы двое - дядя царя, великий князь Николай Николаевич и столичный генерал-губернатор Трепов. Но Трепов - тот самый, что в январе приказывал не жалеть патронов, в октябре отказался: "Нет, господа, поздно. Полагаю, что нас ждет какая-никакая конституция и какой-никакой парламент".

    Граф Витте представил царю доклад, в котором предлагал дать россиянам гражданские свободы и созвать народных представителей. В ночь на 17 октября в доме Витте сановники правили текст будущего манифеста.

    На рассвете от Английской набережной отошел эскадренный миноносец с манифестом на подпись императору. Он был подписан: "Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы, постановить, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы". Так под дулом револьвера появился на свет российский парламент.

    Советы

    - Через полгода после разгона Учредительного Собрания в июле 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию Российской Федерации. Съезды Советов при новой власти исполняли роль парламента, но на парламент они были мало похожи. Своих представителей на съезд Советов посылало не население, а только производственные коллективы. Депутатом мог быть избран только тот, чей труд власть объявила полезным.

    В 1936 году на VIII Чрезвычайном съезде Советов Союза ССР была принята сталинская Конституция. Все, кому не положено было избирать или быть избранным, давно уже сидели за колючей проволокой ГУЛАГа.

    История терроризма

    - В царствование государя Николая Павловича, - рассказывает Юрий Шевчук, - никто в России не слыхал о терроре. Все знали, что император крут и скор на расправу. Вступление на престол его сына было встречено с восторгом и надеждами на скорые перемены. За первые десять лет Александр II много чего успел сделать, начав с освобождения крестьян от крепостной неволи. Но 4 апреля 1866 года случилось событие, неслыханное в России, - кто-то стрелял в божьего помазанника. Этим выстрелом начинается история российского терроризма.

    Цареубийцы надеялись, что с гибелью монарха сама собой развалится государственная машина монархии. На самом деле бомба 1 марта положила конец реформам в России. История остановилась на долгие четверть века.

    А через 100 лет - при Никите Хрущеве - солдаты стреляли в народ. 1 июня 1962 года в тихом южном городе Новочеркасске началась забастовка. Накануне было объявлено о повышении цен на молоко и мясо. Словно нарочно на электровозостроительном заводе дирекция сообщила о снижении расценок. На вопрос рабочих: как жить дальше? - директор завода Курочкин сказал слова, облетевшие весь город: нет денег на мясо, ешьте пирожки с ливером. Начались беспорядки, были вызваны войска. В город были введены танки. Переговоры ничего не дали. Всю ночь в городе шли аресты. 22 человека были убиты, 87 ранены, из них 30 тяжело, 114 человек были осуждены, семеро расстреляны.

    Никита Хрущев,

    "оттепель"

    Сидя взаперти на даче, под зорким оком чекистов, Никита Хрущев слушал "Голос Америки" и втихомолку наговаривал на магнитофон свои воспоминания...

    25 февраля 1956 года в последний день работы XX съезда партии еще ничего не было ясно. Прошло 3 года после смерти Сталина, в политбюро сидела сталинская гвардия. Все они, и сам Хрущев в том числе, были соучастниками террора. И все же Хрущев решился.

    Доклад "О культе личности и его последствиях" стал историческим событием. Зал выслушал его в гробовом молчании. Сотни тысяч людей освобождались из лагерей, миллионам вернули доброе имя.

    "Дума все-таки за эти годы выстроила каркас нового общества. Ведь на самом деле мы перешли к совершенно новой экономической формации. Пока такого общепринятого названия нет. Что это - демократическое общество со свободной рыночной экономикой или что-то по-другому можно назвать, но ясно, что мы ушли от одного типа государства к другому. И за эти годы каркас такой построен".

    ...Торжественное открытие новой Государственной Думы состоялось именно в здании бывшей мэрии, которую за два месяца до этого штурмовали ребята Руцкого и Макашова. Рядом, в сотне метров, еще чернели на Белом доме пятна недавнего расстрела. До сих пор многие люди этот расстрел воспринимают по-разному. Одни считают, что здесь окончательно была уничтожена советская власть. Другие уверены в том, что эта малая гражданская война спасла Россию от большой кровавой смуты.

     МНЕНИЯ О ФИЛЬМЕ

    Мариэтта Чудакова

    писатель:

    - У нас потеряны в последнее время две вещи: свобода размышления наших зрителей и, второе, судя по Интернету, сама возможность размышлять. После этого фильма хочется размышлять.

    Юрий Шевчук хорош. Он как будто олицетворяет лейтмотив фильма: давайте наконец поразмышляем над историей России, над настоящим и над будущим. Хотелось бы, чтобы сбылись слова о том, что сегодня только родились "дети граждан".

    Демократия - это процесс. Демократию, к сожалению, нельзя построить, как государство, ее надо выращивать как дерево.

    Поделиться