24.07.2006 02:00
    Поделиться

    Вячеслав Никонов: Хоронить СНГ рано

    Вячеслав Никонов | Конечно, сделать это будет непросто, поскольку организация давно уже разделилась на "клубы по интересам". Внутри СНГ существуют по меньшей мере три таких клуба. Есть ГУАМ, есть ЕврАзЭС, есть ОДКБ. Причем зачастую эти организации, скажем так, разнонаправленные. Поэтому придать какой-то новый импульс всему Содружеству, думаю, будет довольно сложно. Особенно с учетом, что те страны, которые соглашаются лишь с низшей планкой интеграции, в ближайшее время вряд ли изменят свою позицию.

    Я имею в виду прежде всего Грузию и Туркмению. Что касается Украины, там со сменой правительства возможно возрождение интереса к интеграционным процессам в СНГ.

    РГ | Как вы оцениваете тот факт, что локомотивом заявленного на саммите реформирования СНГ становится Казахстан? Москва же при этом как бы остается в тени.

    Никонов | Это вполне естественно - сейчас Казахстан председательствует в СНГ. А тот, кто председательствует, готовит и повестку дня саммитов, и документы, предлагает свои планы. То же самое было на недавнем саммите "большой восьмерки". Россия председательствовала, она же предлагала и готовила повестку дня встречи. С этой точки зрения я считаю это правильным. Хорошо, что СНГ к этому пришло, в то время как раньше Содружество и Россия воспринимались как синонимы. Хотя это далеко не так.

    Назарбаев всегда выступал сторонником более тесной интеграции, порой даже более тесной, чем та, на которую была готова Москва. В том, что сейчас президент Казахстана проявляет большую активность в этом направлении, ничего неожиданного нет.

    Он - искренний сторонник интеграции вплоть до создания единого экономического пространства. Сама евразийская концепция - тоже его детище. У России нет оснований быть недовольной теми инициативами, с которыми выступает казахстанский лидер. Если бы подобные планы постоянно звучали только из Москвы - очередные обвинения в империализме появились бы моментально.

    РГ | Судя по первым сообщениям о достигнутых на московском саммите договоренностях, лидеры Содружества договорились реформировать структуру СНГ.

    Никонов | Во многом успех европейской интеграции - это не только заслуга политиков, но и работа бюрократического аппарата Евросоюза. Это много тысяч прекрасно оплачиваемых профессионалов. Вся их жизнь, карьера и благополучие зависят от успехов в строительстве единой Европы. Если у нас будет существовать мощный аппарат СНГ, если там будут работать лучшие специалисты, дипломаты, если эта работа станет престижной, а карьера этих людей будет зависеть от успехов интеграции в рамках СНГ, то Содружество действительно заработает.

    Вопросы согласования военно-политических и внешнеполитических вопросов всегда оставались слабым местом СНГ. В реальности это делать никогда не удавалось. Каждая страна осуществляла свою внешнюю политику. Что касается вопросов обороны, то в ядре Содружества, в рамках ОДКБ, какая-то координация все-же осуществлялась, но в целом по СНГ этого не было. В то же время очевидно: в современном мире играть в одиночку не всегда продуктивно, а порой бессмысленно.

    Союз государств заведомо имеет больший политический вес, чем отдельное государство. Даже России выступать на международной арене в одиночку сложнее, чем вместе с союзниками, которых у нас, к сожалению, не так много. Поэтому согласование внешнеполитических и оборонных вопросов - очевидная необходимость для всех наших стран, а не только для СНГ как организации. В этом заинтересованы все. Важно, чтобы страны не работали друг против друга, как неоднократно случалось в прошлом.

    РГ | У вас нет ощущения, что вопросы интеграции и более тесного взаимодействия в рамках СНГ переходят в практическую плоскость именно сейчас, когда Россия набирает все больший экономический и политический вес?

    Никонов | Конечно, интегрироваться, вступать в союзные отношения с сильным, динамично развивающимся соседом намного интереснее, чем со слабым и разваливающимся. Во многом ориентация бывших союзных республик на другие центры силы, как, скажем, Евросоюз, или исламские центры силы, подобные Турции, исходила от того, что в 90-е годы Россия утратила образ привлекательной страны, которая могла бы стать локомотивом развития региональной экономики.

    Динамично развивающаяся Россия имеет больше шансов встать в центре крупного интеграционного объединения, поскольку другие страны становятся гораздо более заинтересованными в сотрудничестве с нами.

    Поделиться