24.07.2006 01:30
    Поделиться

    Ректор ВГИКа Александр Новиков о будущем кино

    Александр Новиков. Фото: Сергей Куксин.Конкурсы были небольшие - примерно четыре человека на место. Сейчас ситуация изменилась коренным образом. В этом году, к примеру, в мастерскую режиссуры игрового фильма на девять мест поступило более пятисот конкурсных работ. Это беспрецедентный конкурс. С ректором ВГИКа Александром Васильевичем Новиковым встретился наш корреспондент.

    Российская газета: Что отличает нынешних молодых людей, поступающих во ВГИК?

    Александр Новиков: Они лучше знают, чего хотят.

    РГ: Чего же они хотят?

    Новиков: Сейчас в большинстве абитуриенты более прагматичны, рассчитывают, на какой профессии целесообразно остановиться. Они в известной степени "нахватанные", осведомлены о подробностях профессии, каких не знали их предшественники. Это не значит, что среди них нет по-настоящему талантливых людей. Но у многих знания носят по большей части фрагментарный характер. Нередко симуляция образованности, попытки интернетовские информации выдать за собственные работы.

    РГ: Вас это не ужасает?

    Новиков: Ситуация достаточно драматична. Законодательство предполагает, что второе высшее образование можно получать на платной основе. Для актеров, к примеру, здесь нет проблемы - ВГИК заинтересован принимать на этот факультет очень молодых. А вот будущим режиссерам и драматургам необходим жизненный опыт, серьезное понимание человеческой природы. Раньше процентов сорок наших студентов-режиссеров были людьми довольно зрелыми. Отечественный кинематограф в основном был создан теми, кто до ВГИКа уже имел высшее образование. Сегодня мы вынуждены принимать ребят после одиннадцатого класса, которым еще предстоит повзрослеть. И если сейчас успешно работает в кино поколение тридцатипяти-сорокалетних, то возникает тревожный вопрос: кто придет дальше?

    Не случайно председатель Совета Федерации С. М. Миронов в интервью газете "Культура" (30 марта) согласился с необходимостью поправок в законодательство, чтобы учесть специфику творческих вузов.

    РГ: А кем гордится ВГИК из выпускников, проявивших себя в последние годы?

    Новиков: Современный кинопроцесс - это не только Кира Муратова, Никита Михалков, Вадим Абдрашитов, Александр Сокуров, Александр Рогожкин, Алексей Учитель, Сергей Мирошниченко... Приятно сознавать, что зазвучали новые имена выпускников ВГИКа - Дмитрий Месхиев, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Лариса Садилова, Алексей Федорченко, Филипп Янковский, Алексей Герман-младший и многие другие. Между прочим, готовится к защите диплома Петр Буслов, успевший снять две полнометражные картины.

    Ну а операторская школа ВГИКа - это явление мирового уровня. Практически все, за редкими исключениями, лучшие отечественные фильмы сняты вгиковцами.

    РГ: Нередко говорят, что ВГИК - для москвичей, для детей из кинематографических семейств.

    Новиков: Судите сами: в нашем общежитии живут больше 500 студентов. Легко догадаться, что они не москвичи. ВГИК был и остается местом встречи одаренной молодежи из столиц, из провинции, из бывших республик СССР и множества стран дальнего зарубежья.

    РГ: Какие проблемы больше всего заботят ВГИК?

    Новиков: Вынужден говорить о прозаических вещах: о крайнем дефиците учебных площадей, о технической архаике, о низком уровне оплаты труда педагогов и сотрудников. Вы скажете, в большинстве вузов так же. К сожалению, так. Но сумели же в 1919 году в разоренной войной и голодом стране задумать и создать первую в мире государственную киношколу! Значит, нашлась творческая энергия и дальновидность, чтобы распознать значение киноискусства для будущего государства.

    Что же происходит сейчас? Рост фильмопроизводства и необычайное развитие телевидения требуют трех тысяч специалистов творческих профессий. Это Союз кинематографистов рассчитал. Нет этих трех тысяч - значит фильмы, сериалы, телепередачи будут делать дилетанты. Поэтому качество массовой экранной продукции нас шокирует ежедневно.

    А нам по-прежнему планируют ежегодный прием 130 - 140 студентов на все творческие специальности. Больше планировать сложно: четыре кафедры режиссуры годами ютятся в одной комнате.

    РГ: А как справлялись раньше?

    Новиков: И раньше приспосабливались! К сожалению, почти за 90 лет великая кинематографическая держава так и не смогла предоставить ВГИКу нормальных условий. Учебный корпус - здание школьного типа, которое никак не соответствует специфике обучения творческим специальностям. С началом "перестройки" ВГИК пережил разнообразные стрессы: вначале отобрали и приватизировали здание фильмохранилища, затем возникла аварийная ситуация в учебном корпусе, появилась необходимость капитального ремонта нашей киностудии и т. д. Сейчас из-за реальной угрозы разрушения учебного корпуса ликвидирована лаборатория обработки пленки. В Москве нет обработки черно-белой пленки! А как выучить операторов? Возим ее в Белоруссию. Это удорожает и деформирует учебный процесс.

    РГ: Педагоги ВГИКа, известные мастера кино не пытались объяснить руководству отрасли, что необходимо поддерживать институт?

    Новиков: Мы с режиссером Сергеем Соловьевым "просочились" на одно из заседаний правительства России, говорили, что надо профинансировать ВГИК. Вообще тут много загадочного. Еще федеральная целевая программа "Культура России" на 2001- 2005 годы предусматривала размещение лаборатории в отдельном здании, но из программы на 2006 - 2010 годы эта позиция исчезла. Министр культуры и массовых коммуникаций А. Соколов обратился к заместителю председателя правительства РФ Жукову с просьбой срочно выделить не менее 50 млн рублей на эти цели. Через несколько месяцев нам сообщили, что выделят 20, но сегодня мы все еще не получили ничего, хотя в масштабах страны и даже отрасли это копейки! Минэкономразвития и минфин никак не воспринимают аргументацию Роскультуры (Федерального агентства по культуре и кинематографии). Недавно коллегия Роскультуры в основном поддержала программу материально-технического переоснащения института. Но будет ли счастливый финал?

    РГ: Иначе говоря, не существует согласованной стратегии в сфере подготовки специалистов в области кино?

    Новиков: И это чревато печальными последствиями для культуры. Еще в 1955 году Александр Довженко говорил: "Это особое заведение. Здесь воспитываются люди, которые будут создавать произведения для всего человечества. По охвату зрителей каждая хорошая картина - это работа Малого театра на протяжении 250 лет при аншлагах и без каникул. Почему же мы так бедны воображением и почему мы не учитываем этого обстоятельства?"

    РГ: Сейчас проблема та же?

    Новиков: Она еще острее. Больно осознавать, что даже в странах, которые не обладают богатой кинематографической традицией, например, в Южной Корее, Ливане или Финляндии есть киношколы с прекрасными помещениями, оснащенные современной технологией.

    РГ: Теперь студенты из Ливана и Финляндии во ВГИКе уже не учатся?

    Новиков: За последние три года число обучающихся иностранных граждан у нас выросло почти в два раза - со 108 до 181 человека. Во ВГИКе вы встретите студентов из 35 стран мира. Так что спрос на ВГИК по-прежнему очень высок.

    РГ: Чем это объясняется?

    Новиков: Репутацией ВГИКа и уровнем нашей педагогики. Несмотря на тяжелые для образования времена, удалось сохранить высокое качество профессиональной подготовки, что оценивается за рубежом. На недавнем международном совещании руководителей киношкол в выступлении президента СИЛЕКТа (Союз школ кино и телевидения при ЮНЕСКО) прозвучало: "Возьмите любую киношколу, и вы обязательно обнаружите там гены ВГИКа".

    РГ: И все-таки существует мнение, что институт изменился непоправимо. Классический ВГИК ушел безвозвратно.

    Новиков: ВГИК не одинок. Мы это наблюдаем и в других сферах науки, образования, культуры. Меняется уклад бытия, но надо жить дальше. Тут значительную роль играет государственная политика. Оклад старшего преподавателя (он работает ассистентом при мастере) - 2665 рублей. Можно ли рассчитывать, что опытный специалист уйдет из фильмопроизводства на такую зарплату? А ставка профессора без доплат за ученые звания и научные степени - 3584 рубля.

    РГ: Бешеные деньги...

    Новиков: Разумеется, периодически чествуют, награждают кого-то из мастеров, и это замечательно. Но в повседневной практике разве по достоинству оценивается работа в духовной сфере - воспитание юных художников? Простой пример: с 1 ноября вводится доплата кандидатам - 3 тысячи и докторам наук - 7 тысяч рублей. А сколько будут доплачивать педагогам - народным артистам и заслуженным деятелям искусств, лауреатам Каннского, Венецианского, Берлинского, Московского фестивалей? Да нисколько! От людей искусства требуют достижений в науке, а от людей науки не требуют достижений в искусстве. Нам вновь дают понять: искусство - нечто второсортное.

    РГ: Если вспомнить, сколько принес их кинематограф в национальный бюджет...

    Новиков: Не случайно многие кинематографисты говорят сегодня: "Надо возвращать долги". Отечество давно задолжало ВГИКу, всей системе кинообразования. Герасимов, Ромм, Бондарчук, Чухрай, Шукшин, Тарковский и их соратники - неужели они не погасили на многие десятилетия вперед все затраты на воспитание новых поколений? Настало время по-настоящему позаботиться о тех, кто станет создавать искусство близкого будущего!

    Поделиться