Это стало возможным потому, что финансирование дорожного ремонта государством увеличилось на 8,4 миллиарда рублей. Cитуация в дорожном ведомстве улучшается, однако если взглянуть на это объективно, то свет в конце туннеля далеко не так ярок, как хотелось бы.
4 июля состоялось заседание Совета законодателей Российской Федерации, на котором главным докладчиком был первый вице-премьер страны Дмитрий Медведев. Он рассказывал о ходе реализации нацпроектов и вдруг резко отклонился от темы и заговорил о дорогах, которые, как утверждают специалисты, в том числе из Росавтодора, впрямую влияют на развитие экономики страны.
- Это проблема вечна для нашей страны - я имею в виду состояние дорог. Даже самые новые машины "скорой помощи" или современные школьные автобусы не смогут проехать по плохим дорогам. И ситуация с дорожным строительством у нас не только не улучшается, но и ухудшается. Поэтому для нас всех главнейший проект - это строительство дорог. Я прошу вас продумать, какую правовую конструкцию необходимо создать для того, чтобы решить эту задачу, - обратился к парламентариям первый вице-премьер.
На эту проблему не зря обращают столь пристальное внимание. Всем известно, что за последние пять лет в стране количество населенных пунктов без дорог с твердым покрытием увеличилось с 33 тысяч до 50 тысяч. Это значит, что примерно 33 процента всех населенных пунктов России имеют весьма сомнительное транспортное сообщение с Большой землей. При таком раскладе, о каких национальных проектах в российской глубинке может идти речь? О каком развитии, скажем, АПК стоит говорить, если из-за плохих дорог пыль убивает до 10 процентов перевозимого урожая? По расчетам специалистов, страна от бездорожья теряет ежегодно до 500 миллиардов рублей.
С каждым годом ситуация становится все сложнее, поэтому сейчас к "дорожной" проблеме приковано внимание правительства. "Ситуация со строительством дорог, с развитием коммуникаций, с развитием инфраструктуры в стране, - подчеркнул Дмитрий Медведев, - стала нетерпимой. Страна огромная, а коммуникации безобразные. Поэтому государство об этом просто обязано думать. Еще раз напомню, что в 2004 году президент в своем Послании в качестве инфраструктурного государственного проекта упоминал развитие коммуникаций, развитие сети дорог и развитие других видов транспорта".
На данный момент из 980 тысяч километров российских дорог в федеральном подчинении находится 47 тысяч. Остальные же имеют региональный и муниципальный статус. И здесь цифры по финансированию дорожного строительства в регионах действительно приводят в уныние.
Но не стоит обольщаться и насчет федерального финансирования. Если отдельные проекты вроде Западного скоростного диаметра в Петербурге или строительства платной автодороги Москва - Санкт-Петербург еще получают поддержку государственной казны за счет использования денег Инвестиционного фонда, то на строительство и содержание обычных дорог из года в год выделяется все меньше. На заседании отмечалось, что в федеральном бюджете зарезервировано 30 миллиардов рублей на строительство дорог, но это ничтожно мало.
И что теперь? Ставить крест на реализации национальных проектов, потому что их результатами не сможет воспользоваться как минимум треть населения страны? Это невозможно и неприемлемо для такой великой страны, как Россия. Именно так поставил вопрос Дмитрий Медведев. Он призвал разрабатывать адекватные экономико-правовые аспекты, меры по обеспечению дополнительного финансирования и т.д. К сожалению, процесс это непростой и длительный.
Тем не менее обнадеживают два момента. Во-первых, Дмитрий Медведев прекрасно понимает важность проблемы и готов по ней работать, а значит, союзников у тех, кто хочет видеть в России хорошие дороги, прибавилось. Во-вторых, он обратился за помощью к регионалам. Пусть они не такие искушенные в макроэкономике, как столичные эксперты, но неплохие идеи наверняка подкинуть могут.
Вряд ли стоит сомневаться, что рано или поздно острота дорожной проблемы будет снята. Финансирование стали увеличивать, а дорожники стремятся максимально эффективно использовать каждый бюджетный рубль. Вот только успеют ли это сделать к сроку, когда будут подводить итоги нацпроектов?