Общий замысел - расшить ситуацию в наиболее запущенных социальных точках - безусловно, верен. Однако нацпроекты - это только начало пути. Возьмем программу "Доступное и комфортное жилье". Сегодня многие молодые семьи считают подарком судьбы возможность купить хоть какую-то квартиру. Вспомните, как в советское время, когда велось массовое жилищное строительство, при предоставлении квартиры исходили, как правило, из формулы "число членов семьи минус 1". То есть семье из четырех человек (муж, жена, двое детей) были положены 3 комнаты, из трех человек - 2 комнаты, на двоих давали однокомнатные "апартаменты". Но в ХХI веке формула комфортного (т.е. достойного) жилья выглядит уже иначе: "количество членов семьи плюс 1". Таким образом, семья, состоящая из родителей и двоих детей, должна стремиться обосноваться в пятикомнатной квартире. В противном случае мы имеем дело со скученностью, отсутствием даже минимально приемлемого пространства для образования, досуга и, извините, интимной жизни всех членов семьи (вспомним еще раз о кризисе института семьи). Поэтому, если говорить об ипотеке, то целью развития проекта должен быть не просто максимально широкий доступ к ней, но и возможность при помощи этого инструмента въехать в действительно комфортное жилье. А теперь посчитаем, сколько стоит 4-5-комнатная квартира. Однако согласно проекту уже через четыре года - к 2010 году - как минимум треть граждан страны должны иметь возможность купить себе "крышу над головой" за счет своих и заемных средств. И уже сегодня следует подумать, как помочь им приобрести жилье, действительно отвечающее требованиям ХХI века. Ведь если подходить к проблеме по этим меркам, то комфортные квартиры, как и сегодня, будут доступны лишь нескольким процентам наиболее богатых наших сограждан. И еще. При вводе нового жилья доля таких квартир - всего 13 процентов, а в уже эксплуатирующемся жилищном фонде, который подпитывает вторичный рынок, - 4 процента. Где тогда, скажите мне, возьмутся столь необходимые новые или перепродаваемые большие квартиры? Если не позаботиться об этом сегодня, то через несколько лет мы снова столкнемся с проблемой отсутствия достойного и комфортного жилья.
Проект "Образование", как заявлено, призван дать системе стимул к движению вперед. Цель бесспорна. И сделан первый шаг. Пока только один учитель на три школы получит 100-тысячный грант. А в нашем образовательном сообществе новаторов и подвижников значительно больше. Мы рискуем получить на одного поощренного учителя сотни обиженных его коллег. При этом очевидно, что в любом, даже самом придирчивом отборе всегда можно найти элементы субъективизма. То же самое - и по отношению к конкурсу инновационных вузов. 10 миллиардов рублей получат 17 победителей. В этом списке действительно передовые учебные заведения - мой родной МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Бауманка, Медицинская академия им. И.М. Сеченова, Санкт-Петербургский, Пермский, Томский, Нижегородский университеты. Но нет ни одного пединститута, ни одного действительно провинциального университета, ни одного негосударственного вуза. Конечно, они не могут тягаться с перечисленными лидерами. Боксер-мухач не соревнуется с тяжеловесом, но и у него есть шанс стать чемпионом, для этого и ввели понятие "весовых категорий". Считаю, что такой же подход необходимо применить и при реализации нацпроекта "Образование". Ведь только столичные вузы, государственные высшие учебные заведения (которых, кстати, становится все меньше) не могут обеспечить равный доступ к образованию в такой огромной стране, как Россия. С серьезной проблемой столкнулась и реализация другой идеи: создания нового типа учебных заведений - "новых университетов", где студент с первого дня обучения будет одновременно вовлечен в научную и инновационную деятельность. Дело, конечно, нужное. Однако, как выяснилось, действующее законодательство вроде бы не позволяет выдавать выпускникам этих учебных заведений дипломы государственного образца. И устранить это препятствие, на мой взгляд, надо как можно быстрее.
То, насколько важны такие нюансы, нам уже продемонстрировал нацпроект "Здоровье", тоже призванный переломить негативные тенденции. Вспомните, какие дискуссии в медицинском сообществе вызвала его презентация, когда 10 процентов врачей (участковые терапевты и педиатры, а также врачи общей практики) получили весомую прибавку к зарплате. При этом впопыхах забыли (потом, к счастью, поправили) о районных северных надбавках, о необходимости выплачивать ЕСН с увеличенного фонда оплаты труда. А осенью прошлого года на своем съезде о себе заявили обиженные работники "скорой помощи". И с 1 июля этого года подключили к проекту не только персонал службы "скорой помощи", но и фельдшерско-акушерских пунктов. Узким специалистам, занятым в амбулаторно-поликлинических учреждениях, обещано увеличение зарплаты в 1,5-2 раза за счет 4 миллиардов рублей, выделяемых на профилактические осмотры работающих граждан. Но это, как говорится, еще не весь список. Пока не успел сказать свое слово медицинский персонал, занятый в стационарах и диспансерах, на преподавательской и научной работе (которая зачастую совмещена с лечебной деятельностью). На горизонте - новая проблема, о которой тоже необходимо позаботиться заранее. С 1 января 2007 года предполагается ввести критерии оценки работы каждого врача первичного звена. Надо сделать так, чтобы у кого-то надбавка не уменьшилась. Не будем лукавить, ведь люди восприняли это повышение не как стимул к улучшению работы (они и без этого трудятся как подвижники), а как частичный возврат зарплаты, недоплаченной им за кризисные 90-е годы.
С проблемой столкнулось и решение давно назревшего вопроса переоснащения поликлиник. Тендеры провели таким образом, что позже, по заключению Счетной палаты, 89 процентов контрактов по закупке медоборудования не соответствовали конкурсным предложениям, а 31,6 процента средств были потрачены на приобретение медтехники вообще вне тендера. Речь идет о миллиардах рублей. О чем это говорит? О том, что необходимо серьезно пересмотреть условия таких тендеров и наладить жесткий оперативный контроль за их выполнением.
Национальные проекты требуют постоянного развития и корректировки. Как я уже сказал, это лишь первая ступенька в деле давно назревших социальных реформ, аккуратное проведение которых, возможно, растянется на несколько лет.