Новости

26.07.2006 04:00
Рубрика: Экономика

Бензин снова дорожает

Специалисты советуют автомобилистам переходить на газ

Как выяснила "РГ", автором прогноза стал президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша. По просьбе " РГ" он прокомментировал свое заявление.

Российская газета | Откуда взялась цифра в 20 рублей?

Евгений Аркуша | В этом году и правительство, и нефтяники пообещали, что цены будут расти на уровне инфляции и их рост не превысит 10 процентов. 10 процентов - это примерно 2 рубля. В случае если рост цен продолжится, то прибавьте к нынешним средним ценам на бензин эти 2 рубля, и вы получите среднюю стоимость бензина в 20 рублей.

Однако оптовые цены поднялись значительно выше.С начала июля - на 1000 рублей за тонну, то есть на 4-5 процентов. Розница пока держится, до максимума не дошла, но движется к нему. Хотя, если честно, с трудом верится в то, что розничные торговые компании не будут поднимать цены при поднятии их оптовиками.

Кроме того, цены на топливо привязаны к мировым ценам на нефть. Особенно это россияне ощутили в 2004-2005 годах, именно тогда их рост превысил инфляцию и был связан с безумным ростом цен на мировых рынках. Кстати, в США горючее уже подскочило до рекордной для американцев цены - 3,015 доллара за один галлон (или 21,5 рубля за литр). Но при этом нужно учесть, что в долларовом эквиваленте цены на бензин в России и США в последнее время всегда растут примерно одинаково.

РГ | Недавно в минэкономразвития предложили отменить пошлину на ввоз в Россию автомобильного бензина. Сейчас она составляет 5 процентов от стоимости ввозимого топлива. Цель отмены пошлины одна - повысить конкуренцию на рынке нефтепродуктов. Эта мера действительно окажет положительное влияние на цены?

Аркуша | Думаю, что нет. Цена у импортеров на топливо в два раза выше, чем в России.

РГ | Тогда зачем нужно отменять пошлины?

Аркуша | С трудом понимаю. Можно предположить, что это делается в целях поддержки лжереэкспорта. Когда некая нефтяная отечественная компания вывозит топливо за рубеж, а потом ввозит обратно, получая значительно большую прибыль. Но, как вы сами понимаете, от конкуренции на рынке нефтепродуктов это далеко.

РГ | А как вы относитесь к тому, чтобы компании снова заморозили цены?

Аркуша | Даже мягкий вариант вмешательства правительства в вопросы ценообразования - договоренности о замораживания цен на бензин - не срабатывает. Я не исключаю, что замораживание позволяло нефтяникам получать не только политический капитал, но и выиграть экономически. Получить преференции от правительства. Были приняты законы о дифференциации налога НДПИ. Сейчас в Думе находятся законопроекты "О дифференциации акцизов", об обнулении пошлин для импортного оборудования. К тому же за счет именно моратория с сентября прошлого года цены на бензин в рознице падали и удерживались потому, что накануне компании их слишком высоко подняли, а после этого по законам рынка пошло снижение цен.

РГ | Ждет ли россиян помимо роста цен еще и дефицит бензина?

Аркуша | Не думаю. По моим сведениям, дефицит наблюдался в мае-июне, причем в оптовом звене, потому что ряд заводов стоял на профилактике. В рознице же нехватки топлива вообще никто не почувствовал.

Что касается практических советов, то на это глава Московской топливной ассоциации вполне всерьез заметил, что автолюбителям либо придется привыкнуть к новым ценам, либо перейти на маломощные авто и использовать альтернативное, более дешевое топливо - газ.

Экономика Отрасли Нефть и газ Цены на бензин
Добавьте RG.RU 
в избранные источники