Уходя на каникулы, депутаты Госдумы приняли поправки в закон о банковской деятельности, которые уже одобрил Совет Федерации. Суть их в том, что право принимать платежи за коммунальные услуги отныне предоставляется любой коммерческой организации, не являющейся кредитной, и даже без лицензии Центробанка. Надо сказать, что банкиры восприняли поправки "на ура". Еще бы! Они ожидают, что приток денег в кассы российских банков значительно увеличится. Ведь для успешной реализации такого рода услуг теперь не потребуется строительства дорогих и оборудованных надлежащим образом филиалов банка - платеж сможет принять любая организация, заключившая договор с банком о такой деятельности. Например, магазин, куда люди ходят за продуктами.
Но нет ли здесь опасности, что деньги уйдут "мимо кассы"? Этот вопрос волнует не только простых граждан, даже некоторые эксперты выражают сомнение. Дело в том, что сегодня коммунальные платежи относятся к банковским операциям, и на их осуществление требуется лицензия и разрешение Банка России. Значит, они находятся под двойной защитой. Кроме того, эксперты считают, что этот закон "принят не совсем правильно". Ведь банки регулируются банковским законодательством, а организации, которые смогут осуществлять платежи, живут по иным правилам. Сегодня компания, принимающая платежи от населения, на рынке есть, завтра ее ищи- свищи. Так что риски потребителя увеличатся, утверждают эксперты. Свою точку зрения они мотивируют еще и тем, что в обычной компании, не занимающейся банковской деятельностью, отсутствует и специальное программное обеспечение, и соответствующий персонал для работы с подобными операциями.
Насколько обоснованы эти опасения? Корреспондент "РГ" попросил прокомментировать ситуацию автора законопроекта.
Компетентно
Анатолий Аксаков, заместитель председателя комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам:
- Для того чтобы отсечь от этого рынка мошенников, введено требование "двух договоров". Компания, которая желает принимать платежи, должна будет заключить договоры с банком и с организацией, которая, собственно, и оказывает услуги, подлежащие оплате.
Таким образом, человек, оплачивающий услуги не в банке, прежде чем отдавать свои деньги, должен обязательно убедиться в наличии таких договоров. И если их не окажется, можно смело обращаться в милицию и привлекать мошенников к ответу.
Проблему проведения расчетов за коммунальные платежи и иные услуги, осуществляемых гражданами через банки, депутаты нашего комитета изучали в течение полугода. Сначала некоторые депутаты даже предложили пересмотреть понятие банковской операции - внести изменения в статью 5 Закона "О банках и банковской деятельности".
В то же время я изначально предлагал более аккуратно и системно подойти к решению вопроса. Ведь пересмотр перечня банковских операций, проведенный без необходимой тщательности, может привести к самым непредсказуемым последствиям. И речь идет не только о возникновении новых налоговых обязательств, вероятности появления массовых мошеннических схем и риске расширения операций по отмыванию преступных доходов. Изменение основ банковского законодательства ради сиюминутных интересов может внести неопределенность в сам банковский бизнес. Сегодня мы подрежем здесь, завтра - там и в конце концов будем щеголять в тришкином кафтане. И уже никто не сможет понять, чем банк отличается от пункта приема вторсырья или гастронома. В результате было принято компромиссное решение - не трогать перечень банковских операций, а внести изменения только в статью 13 Закона "О банках и банковской деятельности".