Как сообщили "РГ" компетентные источники, плановые испытания проводились на базе ЛИИ им. М.М Громова, расположенного в подмосковном Жуковском. Проблемы у Як-130 возникли на высоте около десяти тысяч метров. Снизившись до высоты трех тысяч метров, пилоты поняли, что посадить самолет не смогут. Было принято решение о катапультировании. Отведя аварийную машину в безлюдную зону, летчик-испытатель ВВС Сергей Щербина и летчик-испытатель ОКБ имени Яковлева пилот первого класса Валерий Кононенко покинули аварийную машину.
Як-130 еще до окончания своих госиспытаний утвержден в качестве основного учебно-боевого самолета (УБС) ВВС РФ. Правомерность такого решения не обсуждается, тем более что на фирме Яковлева уверены: весь цикл обязательных испытаний их УБС пройдет в срок. В строю осталось еще две машины, сборка третьей завершается. Потеря опытного Яка на финансовом состоянии фирмы не отразится, так как самолет был застрахован.
Стоит добавить, что никакая самая тщательная теоретическая проработка конструкции нового самолета не дает гарантий его стопроцентной устойчивости в воздухе. На стадии испытаний падали практически все новые самолеты. Слава Богу, на этот раз обошлось без жертв, и есть уверенность, что новая "летающая парта" с боевым уклоном поступит в войска в утвержденные министерством обороны сроки.