27.07.2006 02:00
    Поделиться

    Как эффективно тратить государственные деньги

    Собственно Foresight - это разновидность "дельфийского метода", названного в честь знаменитого оракула Древней Греции. Суть его в том, чтобы последовательными действиями - опросами, интервью, мозговыми штурмами - привести экспертов к максимально согласованному прогнозу технологического развития. Впервые в современной истории этот метод применила в 40-е годы прошлого века авиастроительная корпорация "Дуглас" для прогноза технологического развития военной авиации - из этого проекта родилась известная ныне RAND Corporation, активно использующая "дельфийский метод" и поныне.

    Foresight как метод прогноза используется в промышленно развитых странах уже не первое десятилетие для определения тех направлений технологического прогресса, которые должны стать приоритетными для экономики. Но если в Японии уже готовится к запуску восьмой общенациональный Foresight, то Россия впервые применяет эту методику, причем не по всему спектру науки и техники, а лишь по тем направлениям, которые связаны с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

    Этот проект, патронируемый мининформсвязи и минобрнауки, начал осуществлять Фонд развития информационного общества (РИО-Центр). На первом этапе около 500 экспертов в области ИКТ оценивали перспективность и приоритетность разработки и внедрения в России 74 технологий. Им предлагалось высказать экспертное мнение о том, какие из технологий наиболее важны для России, какого эффекта для экономики и общества следует ожидать от их внедрения, какие меры государственной поддержки стали бы наиболее действенными для их развития.

    Конечно, не обошлось без проблем. Ведь надо было свести всю сферу ИКТ к конечному набору технологических достижений, объединенных в восемь направлений. Однако сегодня информационно-коммуникационные технологии - это не просто отрасль научных знаний или техники, а некое "технологическое измерение", которое придает новый смысл практически всем достижениям - от тяжелой промышленности до медицины, образования и метеорологии. Так что здесь потребовались усилия нескольких экспертных групп.

    Непростым делом оказалось и составление панели экспертов. В странах, где Foresight стал привычным и знакомым явлением, для любого эксперта само приглашение принять участие в такой работе престижно, поскольку является признанием его высокого научного авторитета. У нас же проблемой был сам отбор экспертов: впервые пришлось определять, кто в нашей стране обладает не просто набором знаний, но и достаточно широким горизонтом мышления, чтобы высказать экспертное мнение по максимально возможному числу из 74 перспективных направлений развития технологической мысли. Мы пошли по пути очевидному - отталкиваясь от статуса экспертов. Среди 140 экспертов, откликнувшихся на наше приглашение, 38 докторов и 48 кандидатов наук, 33 руководителя вузов и НИИ, 32 научных работника в ранге "старшего" или выше, 29 президентов компаний. Само по себе это хорошо, но смогли ли мы дотянуться до следующего слоя - условно "тридцатилетних" талантливых специалистов, которые в недалеком будущем и составят основную "мозговую массу", силами которой будут реализовываться прорывные проекты? Не радует нас и то, что лишь 22 из наших экспертов работают вне Москвы и Питера.

    Однако даже с этими оговорками следует признать, что нам удалось создать квалифицированную экспертную базу проекта и получить значимые результаты. Удалось выделить примерно 8 технологий, приоритетность которых признается наиболее высокой. Причем эти технологии связаны и с оптимизацией информационных потоков (например, принципиальное повышение уровня электронного документооборота в государственном управлении), и с образованием (развитие системы дистанционного обучения), и с медициной.

    Удалось также выделить "сгустки мнений" - "зоны консенсуса" экспертов о том, какие технологии (или целые направления их развития) могут дать эффект. Речь идет и об экономическом развитии, и о повышении качества жизни, накоплении человеческого капитала, о том, какие меры государственной поддержки наиболее важны для их развития. Так, удалось выделить наиболее ресурсоемкие направления развития, для которых нужна комплексная поддержка государства и его сотрудничество с научным и деловым сообществом. Кстати, именно эти направления (речь идет о технологиях искусственного интеллекта и технологиях, основанных на новых физических методах) признаны реализуемыми лишь в относительно долгосрочной перспективе.

    Теперь, убедившись, что первый блин вышел отнюдь не комом, РИО-Центр переходит ко второй фазе "предвидения". И уже через несколько месяцев мы сможем сформулировать предельно конкретный прогноз приоритетных технологий, разработка и внедрение которых должны лечь в основу государственной политики развития ИКТ.

    Тут надо сказать, что эта работа - одно из важных звеньев нового приоритетного направления в развитии страны. Почти два месяца назад на сайте Совета безопасности РФ размещен проект Стратегии развития информационного общества в России. Сейчас этот документ обсуждается во всех федеральных округах, в заинтересованных общественных организациях страны. После внесения необходимых поправок проект стратегии, возможно, уже этой осенью будет представлен на рассмотрение Совбеза.

    На первом плане - преодоление "цифрового разрыва" внутри страны. До 2015 года доступ к открытым государственным информационным ресурсам, размещаемым в сети Интернет, должен быть обеспечен как минимум в 80 процентах населенных пунктов. А число точек общественного доступа к Интернету составит не менее 4 на 10 тысяч населения. Доступ к телефонной связи получат все города, села и деревни. Таким образом, Россия должна добиться существенного прогресса в постиндустриальном развитии, который будет ежегодно оцениваться в докладе правительства РФ. Принятие стратегии - это, безусловно, важный шаг. Но чтобы добиться ее реализации, нужен реальный, просчитанный до мелочей, поэтапный план действий. И без "мозгового штурма" здесь просто не обойтись.

    Поделиться