Германию признали виновной в авиакатастрофе

Земельный суд города Констанца признал Германию ответственной за авиакатастрофу, произошедшую в 2002 году в небе над Боденским озером. Вина немецкой стороны состоит в том, что она передала контроль над воздушным пространством юга ФРГ швейцарской диспетчерской компании "Скайгайд".

По мнению суда, это решение было незаконным и противоречило конституции страны. Частная фирма "Скайгайд" контролировала воздушное пространство над югом Германии не в силу двусторонних соглашений между странами, а в "рабочем порядке", поскольку так было удобно обеим сторонам.

Решение суда стало ответом на иск, представленный против Германии компанией "Башкирские авиалинии". Теперь российский авиаперевозчик получит компенсацию за потерянный самолет в размере 2,6 миллиона евро. В ближайшее время также будет рассмотрено аналогичное заявление со стороны компании "Ди-Эйч-Эл".

Напомним, в июле 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолета: Ту-154 компании "Башкирские авиалинии", следовавший рейсом Москва-Барселона, и грузовой "Боинг-757" компании "Ди-Эйч-Эл". В результате катастрофы погиб 71 человек. Большинство пассажиров российского самолета составляли дети, которые направлялись на отдых в Испанию.

Немецкое федеральное ведомство по авиационным происшествиям в своем докладе возложило вину за трагедию на швейцарскую компанию "Скайгайд", так как в момент катастрофы самолет пролетал над подконтрольной ей территорией. В ту роковую ночь дежурил диспетчер Питер Нильсен. Как выяснилось позже, вопреки установленным правилам он находился на посту один и не успел вовремя заметить опасность.

Невнимательность Нильсена стоила жизни не только пассажирам злополучного рейса, но и ему самому. Диспетчера зарезали в феврале 2004 года возле собственного дома. По подозрению в умышленном убийстве был арестован россиянин Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе всю семью - жену и двоих детей. Швейцарский суд признал его виновным и приговорил его к восьми годам тюрьмы строгого режима.

На этом бесконечная череда судебных разбирательств, связанных с обстоятельствами трагедии, не закончилась. Родственники двадцати семи погибших в авиакатастрофе подали в суд Барселоны иски против швейцарских авиадиспетчеров и компании "Башкирские авиалинии", хотя вина авиаперевозчика в случившемся не просматривалась. В июне 2004 года часть семей заключила со швейцарцами соглашение, по которому они получили в качестве компенсации по сто пятьдесят тысяч долларов. В ноябре 2003 года аналогичный документ был подписан с семьями пилотов Ту-154.

В начале 2006 года "Башкирские авиалинии" подали в суд на правительство Германии за нарушение правил управления полетами и потребовали выплатить компенсацию в размере стоимости самолета. Российская компания также настаивала на том, чтобы немецкая сторона официально признала авиаперевозчика не несущим ответственность за катастрофу.

В ответ Германия заявила, что вину за трагедию несет "Скайгайд", так как именно она вела контроль за воздушным движением в районе катастрофы. Кроме того, представители немецкого правительства сообщили, что совместно со швейцарскими властями уже создали фонд по выплате компенсаций семьям погибших и авиаперевозчикам. Однако суд счел эти аргументы неубедительными.