Объем взяток в доходах населения и компаний, по данным экспертов ВБ, в 2005 году снизился до 1,1 процента по сравнению с 1,4 процента в 2002 году. Но валовой объем коррупционных доходов вырос примерно на 50 процентов.
ВБ оценил эффективность борьбы с коррупцией в 2000-2005 годах в 26 постсоветских странах и Турции. И в целом отметил существенное улучшение: коррупция снижается и подавляется экономическим ростом. Однако эксперты считают, что Россия, Албания и Киргизия стали исключениями из общей тенденции. Хотя ВБ и отметил, что в России тоже сокращаются все виды коррупции. Но к их числу не относятся взятки при заключении госконтрактов и судебная коррупция, которые портят статистику. А главная проблема - валовое увеличение объема взяток в экономике, которое, впрочем, вполне объяснимо в условиях роста доходов предпринимателей и населения. Однако отечественные эксперты приводят гораздо более "страшные" цифры. Например, в недавно опубликованном исследовании фонда ИНДЕМ размер рынка деловой коррупции в России в 2005 году оценивается в 2,66 раза больше всего федерального бюджета.
Зато эксперты ВБ отмечают определенные успехи в реформировании российской налоговой системы, что, несомненно, ведет к снижению взяток. По их мнению, крупнейшими нашими проблемами остаются лицензирование и использование ресурсов государства в частных интересах. По размеру взяток за получение лицензий и всяческих разрешений Россия является лидером среди всех 26 исследуемых стран. Кроме того, Россия, Албания, Армения и Азербайджан отмечаются исследователями как страны, в которых "захват государства", то есть искажение правил госрегулирования в пользу нескольких "избранных" компаний, стало одной из главных коррупционных проблем.
комментарий |
Игорь Юргенс,
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
- С начала нового века страна продолжила развиваться по либеральному сценарию. И коррупция снижалась, что и отмечается в исследовании Всемирного банка. Вывод прост: чем меньше госсектор в экономике - тем меньше уровень ее коррупционности.
Однако в 2003 году произошел поворот, и государственный сектор стал нарастать. Соответственно, стали расти и показатели коррупции. В исследовании ВБ говорится, что некоторые страны бывшего соцлагеря и Турция упростили налогообложение, сократили количество государственных надзорных органов. В России же наблюдается обратная тенденция - отсюда и результат.
Конечно, цифры в исследовании Всемирного банка и отечественных экспертов, таких как фонд ИНДЕМ, могут расходиться, потому что наши аналитики более эмоциональны и менее ответственны, но общая тенденция у них одна. При расширении государственного сектора, скупке госкомпаниями новых активов и финансировании государством все большего количества холдингов (от автомобильного до авиационного и судостроительного) поле для коррупции разрастается.
Можно согласиться с экспертами в отношении опережающего роста коррупции в области госзакупок и судебного производства. Кроме того, предприниматели с мест жалуются на то, что без "десятины" - 10 процентов "отката" - ничего из бюджета не получишь. Налоговое администрирование, закупочная и судебная деятельность отмечаются нашими предпринимателями как наиболее коррупционные. И здесь требуются срочные системные меры.
Существуют четыре главных инструмента по борьбе с коррупцией, которые подтверждены экспертами во всем мире. Во-первых, демократическая двухпартийная система, когда каждой партии выгодно друг друга в чем-то уличать. Во-вторых, свободная пресса, которая получает этот "слив" информации и доводит его до граждан. Из первых двух вытекает третий инструмент - развитое гражданское общество, способное играть роль арбитра. И четвертое - воспитание в народе "нулевой терпимости" к коррупции, что будет особенно сложно для России, с учетом наших традиций взяточничества.