Россиян переведут на западные стандарты

Правда, пока только избранных. Четыре федеральных ведомства - Роструд, Росрегистрация, Роснедвижимость и Федеральная миграционная служба - начинают добровольный эксперимент по комфортному обслуживанию граждан отдельных российских городов массовыми государственными услугами. Об этом вчера сообщил директор департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров.

По его словам, на этой неделе правительственная комиссия по административной реформе подвела итоги конкурса по отбору федеральных министерств и ведомств, а также администраций российских регионов, представивших лучшие проекты по внедрению в жизнь новых стандартов госуслуг. На эти и другие проекты власти выделили свыше 400 миллионов рублей. Заявок же поступило почти на 2 миллиарда целковых.

Исполнение чиновниками стандартов, пояснил Шаров, предполагает максимальный сервис для граждан. Начиная от указателей, которые "ведут" к порогу того или иного ведомства, и парковок до перепланировки офисов, где клерки, оформляющие справки и документы, "размещаются за прозрачными перегородками", а их контакты с посетителями сведены к минимуму. Кроме того, в стандартах прописано, сколько времени сотруднику госорганов отводится людям на ответы (до 15 дней), какое максимальное количество минут (не больше 30) те могут провести в очередях и даже то, как быстро в ведомстве должны ответить на телефонный звонок.

Шаров подчеркнул, что эксперимент "перевернет менталитет чиновников". "Они привыкли, чтобы было удобно им, а теперь будет удобно людям ", - сказал представитель минэкономразвития.

Как сказал Шаров, в комиссии особенно довольны активностью регионов - заявки на участие в конкурсе подали почти 50 субъектов Федерации. Среди самых активных регионов, а значит, самых внимательных к запросам своих жителей, он назвал Тульскую, Тверскую, Томскую, Тамбовскую, Липецкую, Смоленскую и Белгородскую области.

Шаров сообщил, что на первом этапе будет выделено 60 процентов запрошенных средств, а уже к октябрю, в зависимости от того, как эффективно будут внедряться стандарты, победители конкурса смогут получить оставшиеся 40 процентов средств. В случае же провала проектов финансирование будет прекращено.

Кстати, еще три проекта-победителя, которые будут профинансированы из бюджета, представили на конкурс Федеральная служба по тарифам (ФСТ), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Рособоронзаказ. В частности, два последних ведомства впервые в истории чиновничьей России разработают и будут реализовывать в стенах своих ведомств антикоррупционные программы. А ФСТ постарается внедрить в практику стандарты досудебного разбирательстве споров граждан и госорганов, для чего создаст комиссию с участием экспертов по рассмотрению тарифных споров. Еще аналогичный проект будет реализован в Самарской области.

А в осеннюю сессию, пообещал Андрей Шаров, правительство внесет в Госдуму закон об административных регламентах и закон о стандартах государственных услуг. Помимо стандартов госуслуг, которые ныне внедряются добровольно, законы обяжут федеральные органы исполнительной власти, а также регионы в обязательном порядке внедрять эти стандарты.

В заключение директор департамента привел в пример деятельность администрации одного из городов Ростовской области, проект которой был тоже признан одним из лучших. Для начала чиновники пересчитали, сколько времени тратят на оформление земельных участков граждан и выяснилось, что - до года. При этом контактировать им приходится почти с 25 службами. В администрации нашли способы сократить эти взаимоотношения до 3 человек, а срок оформления документов до 2 месяцев. Для этого мэр сосредоточил задействованные в процессе оформления службы в одном здании и даже выделил специальную "Газель", которая бы одновременно "свозила" на место дислокации представителей всех этих служб.