В Кодорском ущелье нарушены негласные соглашения. А для горцев они важнее срыва официальных договоренностей.
В Сухуми события в Кодорах воспринимают не столько с тревогой, сколько с досадой. О "полицейской операции" грузинских войск в Сванетии говорят повсюду - в кофейнях, на улицах и в автобусах. Чаще всего звучат такие слова: "Когда нас оставят в покое?"
И все же тревога есть. Она вызвана планами Тбилиси разместить в верховьях ущелья так называемое "правительство автономной республики Абхазия". Абхазцы над этим посмеиваются: "Куда они поедут? Там даже света нет, жить нечем, а зимой все перевалы из-за снега закрыты!" Однако если названное правительство привезут туда даже в чисто пропагандистских целях, эта акция может иметь крайне опасные последствия, о чем недвусмысленно заявляют абхазские политики.
Еще более опасным здесь считают то, что Сванетия дестабилизирована и фактически прекратилось действие негласного джентльменского соглашения, которое когда-то абхазцы заключили со сванами. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал заместитель министра обороны Абхазии Гарри Купалба.
- После грузино-абхазского конфликта 1992-1993 годов в Сванетии осталось много вооружений и техники, которые отступившие грузинские формирования просто не смогли переправить через перевалы. В этих условиях и состоялось джентльменское соглашение, которое было заключено с лидером сванов Эмзаром Квициани. Абхазцы обещали не допускать вооруженных людей на территорию, контролируемую сванами. Такие же гарантии дал и Квициани. Также было оговорено, что в Сванетии не будет никаких структур организации, которая известна под названием "правительство Абхазии в изгнании". На всех последующих переговорах эти условия подтверждались, хотя никакого письменного договора так и не появилось.
Ситуация, по словам Купалба, стала меняться с июня 2003 года, когда в Сванетии были захвачены международные военные наблюдатели. Это поколебало веру в гарантии, которые давал Квициани. А после того, как в верхнюю часть Кодорского ущелья вошли силы министерства обороны и МВД Грузии, уже можно говорить, что джентльменское соглашение полностью себя исчерпало.
О том, что стороны конфликта крайне раздражены, можно судить и по четырехсторонней встрече, которая с третьей попытки состоялась в минувшие выходные в местечке Чибурхинджи.
Полковнику Мерабу Гергая, возглавлявшему грузинскую группу переговорщиков, с трудом удавалось хранить невозмутимость после перечня нарушений, которые зафиксировали в действиях грузинских военных российские миротворцы.
Грузинский представитель настаивал на полной законности "антикриминальной полицейской операции". Это заявление вызвало полунасмешливую реплику со стороны главы абхазской делегации Руслана Кишмария: "Квициани в Кодорское ущелье вернулся недавно, до этого жил в Тбилиси. Вы что, не могли его там арестовать? Нынешняя операция идет под надуманным предлогом".
Сейчас по обе стороны реки Ингури только и разговоров: где Квициани, который вроде бы и "заварил всю эту кашу"? Одни утверждают, что он прячется в Абхазии, другие, что "ушел в Россию", третьи настаивают, что "главный сван" укрывается в родных горах. Про Россию, понятное дело, в основном говорят грузины.
Кстати
Что касается абхазов, тут не так все просто. "Квициани наш враг, - без особых раздумий заявил корреспонденту "РГ" Гарри Купалба. - Я до недавнего времени поддерживал с ним контакты, но теперь нам не о чем говорить". Руслан Кишмария был более категоричен, заявив: "Мы его немедленно арестуем".
Фото: www.vesti.ru