Правоохранительные органы пока не могут квалифицировать это исчезновение. До окончания проверки обстоятельств происшедшего они не решаются назвать случившееся хищением.
В ходе плановой проверки одна из хранителей - пожилая женщина - скончалась от сердечного приступа. Связано это как-то с пропажей экспонатов или нет, пока сказать трудно. Но не вызывает сомнений то, что кто-то из сотрудников Эрмитажа причастен к исчезновению эмалей. Возможности вынести ценные предметы есть не только у хранителей - у подсобных рабочих, уборщиц, смотрителей. Проверки персонала при входе и выходе из музея достаточно поверхностные. И если крупный предмет вроде картины пронести очень трудно, то ювелирные изделия легко спрятать в одежде, а в определенной обертке они могут быть не замечены даже металлоискателями.
Но это - крайний случай. Пока же руководство музея надеется, что исчезновение ювелирных изделий было ошибкой ревизоров. Поэтому проверяющие и представители городского комитета по культуре заново сверяли каталоги этого отдела хранения с фактическим наличием указанных в них предметов.
Стоимость пропавших ценностей составляет порядка 130 миллионов рублей. Проверки наличия экспонатов ведутся в Эрмитаже непрерывно на основании графика, утвержденного Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ. Их результаты регулярно представляются на утверждение в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Нынешняя проверка началась весной.
Сегодня руководство Эрмитажа и ГУВД по Петербургу и Ленинградской области сделают официальное заявление.
Кражи в музеях Санкт-Петербурга - довольно частое явление. За последние 12 лет было зафиксировано около 70 преступлений подобного рода. Самое громкое похищение произошло в 1994 году, когда из Эрмитажа украли египетскую вазу стоимостью около миллиона долларов. В марте 2001 года вор среди бела дня вырезал из рамы достаточно большое полотно французского живописца второй половины XIX века Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Несколько раньше, в 1999 году, из фондов Русского музея пропали "Гитарист-бобыль" и эскиз "Тройка" кисти Василия Перова. Примерно в это же время из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств были похищены 16 картин знаменитых русских художников. Пару лет назад все СМИ сообщали о краже трех полотен художников-маринистов середины XIX века из коллекции Морского корпуса имени Петра Великого.
Большинство из вышеперечисленных преступлений были раскрыты.