Ущерб от запрета на продажу алкоголя составит 6 млрд. рублей

Оставшиеся игроки воспринимают происшедшее как данность и по-деловому озабочены восполнением потерь. Покупатели, привыкшие было к широкому ассортименту высококачественных напитков, увидели пустые полки и потянулись к чему попроще, что осталось. Государство, ощутив существенный недобор поступлений из этого сектора, убедилось в очевидном.

Теперь Счетная палата займется определением размеров нанесенного бюджету ущерба. По экспертным оценкам, только потери от запрета на продажу алкоголя со старыми акцизными марками составят от 2 до 6 миллиардов рублей.

Но это лишь крохотная вершина огромного айсберга. Подорвана установившаяся было конкуренция в торговле. Мелкий и средний бизнес вытесняется крупными сетями. По данным аналитических агентств, половина розничных точек разорилась, остальные несут большие финансовые потери, специалисты также прогнозируют рост "серого" импорта, дефицит легальной импортной алкогольной продукции на товарном рынке во всех ценовых категориях в период июля - сентября 2006 года и как результат - дальнейшую криминализацию оборота алкоголя, увеличение смертности от употребления суррогатов.

Таможне, как всегда, за державу обидно. В конце июля экспертный совет ФТС поддержал предложение бизнес-сообщества срочно перевести эксплуатацию Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на опытный режим. По данным самого разработчика, к ней по состоянию на 1 июля около 480 производителей алкоголя из 500, 50 производителей спирта из 200, 1700 оптовиков из 3000, 80 импортеров из 160.

Председатель подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции Петр Каныгин видит в ЕГАИС действенное средство наведения порядка в изрядно коррумпированной, по его словам, отрасли. Он сочувственно относится к разработчику, который был вынужден без техзадания, без заказчика, без всех положенных процедур, включая тендер, запускать ЕГАИС. На местах каналы связи и серверы дееспособны, считает он, узел проблем находится в Москве, где сосредоточено множество участников алкогольного рынка. Обратной дороги нет.

В то же время Петр Каныгин заявил, что на высоком уровне вопрос поставлен ребром: либо ЕГАИС в ближайшее время заработает как следует, либо от нее надо вовсе отказаться. 31 июня премьер-министр подписал постановление, разрешающее перемаркировку импортного алкоголя, оклеенного старыми марками до 29 декабря текущего года. Специалисты считают, что это уже не повлияет на глубину кризиса. По данным ФТС, к 1 июля новыми марками было оклеено около 5 процентов всей представленной продукции. До 200 миллионов нераспроданных бутылок на сумму около 300 миллионов долларов остались со старыми марками. Из них, по мнению экспертов, более половины вообще не сможет пройти перемаркировку. Ритейлеры стали отказываться от закупок импортного алкоголя со старыми марками задолго до 1 июля. Поэтому у импортеров не оказалось ни достаточных оборотных средств, ни возможностей завозить новые партии: склады переполнены. В первом полугодии в Россию ввезено вдвое меньше зарубежного алкоголя, чем за тот же период прошлого года.

По словам Петра Каныгина, банки отказываются выдавать кредиты предприятиям отрасли из-за неуверенности в их завтрашнем дне. Западные партнеры теперь не идут на отсрочки платежей.

Эксперты расходятся в оценках. Оптимисты предполагают сохранение дефицита до конца октября. Более осторожные делают ставку на Новый год. Все они сходятся в одном - импортный алкоголь с новыми марками подорожает как минимум вдвое, а рынок импорта алкоголя "просядет" процентов на 50.