01.08.2006 01:50
    Поделиться

    Суд доказал факт доведения до самоубийства в казарме

    Редкий приговор - за доведение до самоубийства в казарме

    Следствие установило, что бойца довели до петли издевательства "дедов". Это очень редкий случай. Обычно трудно доказать в суде, что солдат свел счеты с жизнью по чьей-то вине. Даже если самоубийца оставил записку, вроде "в моей смерти прошу винить тех-то и тех-то", это не значит, что их обвинят. Для суда нужны еще и свидетели. А желающих дать честные показания немного. Молодые солдаты опасаются за свое здоровье. Бывалые же, читай "деды", покрывают друзей или себя.

    Но это дело стало исключением из правил. Как рассказали корреспонденту "РГ" в суде, Дмитрий Ворожцов 1983 года рождения был призван в армию из Кемеровской области. Его направили в учебный мотострелковый полк, что расположен в селе Князе-Волконская под Хабаровском. Часть, в принципе, известная. Долгое время она была даже образцово-показательной. Однако призывнику не повезло с самого начала.

    Как рассказали правозащитники, когда команда призывников из Кемеровской области еще только следовала в поезде, кто-то из будущих воинов разбил в вагоне стекло. Железнодорожники грозились удержать деньги с офицера, сопровождавшего команду. Но Дмитрий по наивности рассказал, кто же на самом деле провинился. Об этом быстро стало известно другим солдатам. Когда команда приехала в часть, парню устроили черную жизнь. Он не выдержал и повесился.

    Суд признал виновными в смерти солдата сержанта Сандаева и рядового Ахвердиева. Это они, по мнению следствия, издевались так, что жить человеку расхотелось. Однако в любом случае часть вины лежит и на командирах, раз не уследили.

    Мать солдата Любовь Георгиевна одна растила сына. Он был ее единственным ребенком. Надо ли говорить, каким страшным ударом стала для нее смерть Димы. Женщина подала иск на воинскую часть. Не из-за денег, просто считала, что кто-то из руководителей должен ответить за трагедию. Пусть даже рублем.

    Позиция военных в этом вопросе такова: есть конкретные негодяи, они и должны расплачиваться: свободой, деньгами, если надо, и так далее. У правозащитников иное мнение.

    - Мы считаем, что граждане не должны молчать, - сказали корреспонденту "РГ" в одной из правозащитных организаций, - если командиры виноваты в гибели ваших детей, обращайтесь в суд. Дело не в обогащении: никакие деньги не заменят погибшего сына. Но командиры, а значит, и государство, должны чувствовать ответственность за вверенные им жизни. Обращение в гражданский суд, попытка наказать государство рублем - это в некоторой степени последний родительский долг перед погибшим сыном. Может быть, один такой иск заставит кого-то более тщательно выполнять свои обязанности и тем самым спасет не одну жизнь.

    Профессионалы-военные считают это мнение спорным. Тем не менее иски к воинским частям, а значит и к государству, давно стали привычным явлением. Конечно, жизнь и смерть человека не может быть предметом торга. Но судебное разбирательство - это не торг, а попытка найти справедливость. То, что теперь стало нормой выигрывать иски у государства, - хороший признак. Потому что закон должен быть превыше всего, даже в таких далеко не однозначных ситуациях.

    Беда армии (не проблема, а именно беда), что нет полноценного института сержантов. Именно они должны следить за порядком в казармах и не допускать мордобоя. Если бы в тот момент в казарме, где издевались над Дмитрием Ворожцовым, были нормальные сержанты, а не "деды" с лычками, то он, скорее всего, был бы жив. Как не погибли бы и многие другие солдаты, жертвы дедовщины.

    В 2008 году начнется подготовка профессиональных младших командиров. Планируется, что к 2011 году войска уже будут полностью укомплектованы сержантами.

    Можно надеяться, что после введения института профессиональных сержантов трагедий в армии станет меньше.

    Поделиться