Новости

02.08.2006 04:00
Рубрика: Общество

Провалился на экзамене...

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии, академик РАО

Вступительная кампания, которая где-то подходит к концу, а где-то лишь набирает обороты, - самая горячая пора не только для абитуриентов с их родителями, но и, к сожалению, у психологов с психиатрами. Стресс, нервное истощение и даже суицид - таковы последствия неграмотной психологической подготовки к неудаче на экзаменах, от которой, как показывает жизнь, не застрахован практически никто.

Во время поступления в вуз тревогу вызывает не только то, что значительная часть экзаменационных материалов школьной программой не предусмотрена, но прежде всего тем, что существует неопределенность ситуации и требований. Именно она рождает так называемый страх тревожного ожидания. Эта тревога убивает свободу мысли и ассоциаций, гасит внимание. Поэтому даже то, что хорошо знакомо, много раз разобрано и выучено, вдруг исчезает из памяти.

Ситуация "все забыл" знакома каждому. Но далеко не каждый может собраться и выйти из ступора. А нужно успокоиться и расслабиться. Казалось бы, это не так уж и сложно. Но если система накопления знаний очень хорошо отработана: все время и силы при подготовке к экзаменам уходит именно на это, - то овладевать ситуацией неопределенности, регулировать собственное состояние, расслабляться никто не учит. Конечно, у кого-то от природы высокая стрессоустойчивость. Это те счастливчики, которые сдают любой экзамен играючи. Но большинство накапливают опыт собственных неудач, и чем больше градус неопределенности, тем больше теряются.

Мало того, такое состояние усугубляется перенапряжением подготовки: физическим, интеллектуальным, эмоциональным. Что же делать? Можно дать несколько советов абитуриентам детям и их родителям. Во-первых, не настраивайтесь на неудачу. Слова "не сдашь" должны уйти из вашего лексикона. Этот настрой остается как ощущение тревоги.

Второе. Не стоит лишать ребенка каких-то удовольствий и развлечений - в предэкзаменационный период ему необходимо расслабляться и получать положительные эмоции.

В-третьих, нужно учиться спокойно реагировать на нештатные ситуации. А для ребенка новым может оказаться даже необычная формулировка знакомого вопроса. Поэтому объясните своему чаду, что таких сюрпризов на экзаменах не избежать, так же как снега зимой. Значит, нужно быть к ним готовым и не пугаться сразу чего-то нового. Очень часто бывает так. Вытащил билет, и глаза на лоб: не знаю первый билет! Но каких-то конкретных требований к последовательности ответов на вопросы билета нет. Можно начать и с последнего, но, главное, с того, который лучше знаешь. В такой же очередности стоит и готовиться к ответам.

Есть несколько вариантов поведения на экзаменах. Вот один из них, о котором мне рассказала мама девятиклассника. Ему предложили решить семь задач. Парень сразу же спросил у преподавателя, скольких "хватит" на "четверку", которая его бы вполне устроила. Оказалось - четырех. Он просмотрел все и выбрал те четыре, которые с уверенностью мог решить. А за остальные даже не стал браться. Это классический пример четкой, спокойной и продуманной стратегии сдачи. И этому ребенка следует учить.

"Двойка" на экзамене - не трагедия. Если у человека цель поступить только в данный вуз, он своего добьется

Однако никто от провала все-таки не застрахован. Поэтому рассмотрим несколько вариантов неудачных экзаменов. Первый назовем "первая "тройка". Он очень часто заканчивается отказом от последующей сдачи экзаменов. Нередко и абитуриент, и его родители считают, что с "тройкой" уже проходной балл не наберешь. Причем настаивают на том, чтобы забрать документы, чаще именно взрослые. Между тем такой поступок еще имеет смысл, если посредственно сдан предмет, который ребенок знает лучше остальных. Но чаще всего первым сдают сочинение или математику, но не профильный экзамен, к которому готовился несколько лет. Как показывает опыт, во многих вузах первая "тройка" не становится препятствием к поступлению. Поэтому стоит все же пройти эту экзаменационную дорогу до конца. Нужно внушить себе, этот "тройбан" никакая не трагедия, а лишь начальная, не очень высокая ступенька на пути к победе.

Другой вариант неудачи на экзамене условно назовем "не добрал полбалла". Часто родители высказываются по этому поводу в том духе, что сам виноват и раз такой бестолковый, то нечего делать в институте. Полбалла ни о чем, кроме неудачного стечения обстоятельств, не говорит. Поэтому все же нужно попробовать поискать другие варианты обучения: на вечерний, частично платный или условного зачисления на первый семестр.

Третий случай - то, что многие называют полным провалом. То есть банальная "двойка". Начнем с того, что очень редко такое случается с теми, кто серьезно готовился. Чаще всего "двойка" - результат случайного выбора вуза или факультета. К тому же полный провал обычно оборачивается серьезным пересмотром жизненных планов, еще годом поисков. К нему так и надо относиться. Ведь социологические исследования говорят о том, что до 60 процентов детей идут в вуз, четко не понимая, что за профессию они выбрали.

Хочу отдельно сказать родителям: реакция на любую оценку ребенка за вступительный экзамен должна быть по возможности спокойной. Избавьте его от слез, криков или других неадекватных действий. Ведь в конце концов проваленные экзамен - это жизнь уже не ваша, а ваших детей. Это их ошибка. И каждый человек должен иметь на них право. Ведь, если человек сознательно поставил себе цель поступить именно в этот, а ни в какой другой вуз, он этого обязательно добьется. Уж поверьте моему многолетнему преподавательскому опыту. Есть масса дополнительных шансов поступить: олимпиады, конкурсы, вечернее обучение и даже работа на кафедре или по профилю.

И еще. Допустим, что абитуриент готовился достаточно старательно, но экзамен провалил. Чаще всего причина в его психологической неподготовленности. А в ней некого, дорогие родители, нам с вами винить, кроме себя!

Бывает такая ситуация: после провала пришел ваш сын домой, заперся в комнате и видеть никого не хочет. Как быть родителям? Часто сами взрослые провоцируют детей к неадекватным действиям, загоняют их в угол. Недавно слышала, как мама перед экзаменом сказала дочери: "Я положила на твою подготовку почти всю жизнь и отдала все деньги! Если ты не сдашь, я повешусь!" Такими фразами можно и в петлю собственного ребенка загнать. Поэтому нужно все-таки осознавать ответственность взрослого человека перед подростком с не устоявшейся психикой. Если же психологически родители вели себя правильно, нет ничего страшного в том, что человек, потерпевший неудачу, некоторое время посидит за запертыми дверями. Ему просто нужно побыть с собой, понять, что произошло.

Чаще всего ребенок стремится спрятаться, когда он боится общаться. Но в любом случае неудавшийся студент должен знать, что родители его провал не будут считать крахом своей жизни. Важно, чтобы он осознал: неудача постигла прежде всего его самого, а не маму с папой, которые уже отучились и свою долю экзаменов сдали.

После неудавшегося поступления нужно обязательно дать ребенку отдохнуть по крайней мере месяц. В независимости от результатов экзаменов он прошел такой долгий марафон: школьных и вузовских экзаменов, испытал такое напряжение, что отдохнуть нужно не меньше месяца, и хорошо бы сменить обстановку.

Общество Соцсфера Социология