Об этом заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф в интервью итальянскому агентству новостей "APCOM", которое вчера было вывешено на сайте министерства.
Герман Греф, адресуясь к западным инвесторам, акцентировал их внимание на стремлении России стать энергетической сверхдержавой, при этом ни разу не упомянув эту уже изрядно поднадоевшую концепцию. Так, ключевым посылом интервью стало то, что "российский нефтегазовый сектор нуждается в увеличении прямых инвестиций в отрасль, а у российских компаний недостаточно средств, чтобы реализовывать все программы самостоятельно". Перечень главных "мишеней" для инвесторов, разумеется, остался неизменен: освоение шельфовых месторождений, месторождений Дальнего Востока и Западной Сибири, развитие необходимой для этого транспортной инфраструктуры.
Это заявление Германа Грефа полностью совпадает с позицией министра природных ресурсов Юрия Трутнева, который в последние месяцы поэтапно шел на компромиссы в процессе борьбы вокруг законопроекта "О недрах". Пока "последний рубеж", по словам Грефа, таков: "Необходимо отдавать себе отчет в том, что энергетический сектор, в частности разработка очень крупных месторождений полезных ископаемых, и магистральный транспорт относятся к стратегически важным для России сферам деятельности, где доступ иностранных инвесторов будет ограничен". Для "утешения" иностранных компаний можно сказать, что таких месторождений по каждому из основных видов полезных ископаемых - раз-два, и обчелся.
Однако министр отдал дань и дежурной (и конкурирующей) идее диверсификации российской экономики, весьма обязывающе спрогнозировав, что структура российской промышленности к 2015 году "приблизится к структуре промышленности развитых европейских стран". Насколько приблизится, министр предпочел не уточнять, Видимо, чтобы не портить впечатление от сказанного. Зато обтекаемо сказал о "движущих силах" такой структурной революции: "Реализация стратегий развития отраслей и общее повышение конкурентоспособности российского бизнеса приведет к опережающему росту отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию". По прогнозу главы минэкономразвития, доля обрабатывающих отраслей возрастет с 33,1 в 2005 году до 43,3-46 процентов в 2015 году. А доля отраслей, производящих сырье и материалы, наоборот, снизится с 31,6 в 2005 году до 29-31 процента в 2015 году. Остается сопоставить эти цифры с показателями тенденций, присущих современной западной экономике.
Другим важным "мессиджем" Западу стали слова куратора переговоров по вступлению России в ВТО о том, что "мы не ставим перед собой цель закончить переговоры к какой-нибудь конкретной дате или событию": "Россия сможет стать членом ВТО только тогда, когда общее соотношение уступок или приобретаемых прав от присоединения будет складываться в пользу развития российской экономики". Тем самым была поставлена точка в вялотекущей дискуссии последних дней о наиболее вероятной дате присоединения России к ВТО. Как оказалось, даты никакой уже и нет в отличие от 2004-2005, да и первой половины 2006 годов, когда и политики, и переговорщики без устали состязались в угадывании этой самой даты.