Губернатор Сахалина: "Нас в Москве не особо слышат..."

Российская газета | А чем вызвана поездка первого вице-премьера Дмитрия Медведева на Сахалин?
 
Иван Малахов | Она планировалась заранее. Ее цель - реализация национальных проектов. Мы в свою очередь предложили включить в них рыбохозяйственный комплекс. Он дает нам больше 27 процентов валовой продукции. Мы показали искусственное разведение морского гребешка, кижича, горбуши, как выращиваем осетра и стерлядь... А главное первый вице-премьер увидел квалификацию людей, научную и производственную базу. И нам кажется, что Дмитрий Анатольевич очень быстро понял ситуацию. Он дал поручение минсельхозу подготовить совещание, на котором будет рассмотрен вопрос о включении в национальный проект агропромышленного комплекса рыборазведения и аквакультуры. Это очень важно, что отрасль сможет получить хотя бы субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам.
 
РГ | Куда острее у вас, насколько известно, проблема демографии. Можно ли изменить эту ситуацию?
 
Малахов | Тут не все зависит от местных властей. Сложилась парадоксальная ситуация. Вот пенсионер. С одной стороны, есть закон, по которому пенсионеры обязаны переехать с Сахалина на материковую часть. И мы вроде должны тому радоваться: бремя забот о них с себя сбрасываем. А с другой стороны, нужно, чтобы наши родители оставались на Сахалине, закреплялись тут, растили внуков, чтобы семьи были полноценные. Как только мать с отцом переехали на материк, дети рано или поздно все равно уедут к родителям. Потому что, слава богу, у нас еще осталось чувство долга. На старости надо помогать и быть рядом с родителями. Поэтому я настаиваю на изменении законодательства и нормативной базы. Пенсионер сам должен выбирать, где ему жить. Нужно дать ему это право. А не силой его выгонять. С Дмитрием Медведевым мы не раз об этом говорили, и он признал нашу правоту. Это первое.Второе. При реконструктуризации угольной отрасли сложилась такая же система. Кто попал под закрытие шахт (у нас их было 11), по закону обязан уехать на материк. Им дается сертификат, и прощай Сахалин. На нем они не имеют права купить себе жилье. Стон стоит по всему острову: мы здесь остаемся. Здесь наши дети. Мы здесь жизнь прожили. Мы не хотим никуда уезжать. Мы здесь выросли... Дмитрий Анатольевич внял этим просьбам. И попросил подготовить ему письмо с обоснованием необходимости изменить законодательство. Что мы с радостью и сделали.
 
РГ | Может быть, вопрос в другом: жизнь сахалинцев в последние годы изменилась к лучшему и они не хотят уезжать с острова?
 
Малахов | Это имеет место. Хотя существует и определенная дисгармония. Та часть людей, которые нашли себе работу, живет неплохо. Средняя зарплата более 15 тысяч рублей. Причем последние четыре года у нас уровень роста заработной платы гораздо выше инфляции. Но в то же время увеличивается разрыв между самыми обеспеченными и самыми необеспеченными людьми - пенсионерами. Они создавали Сахалин в 50-60-е годы, строили производства, отдали острову свои лучшие годы. И сегодня оказалось, что их пенсия ниже прожиточного минимума. Эти люди правильно мне говорят: Иван Павлович, ну как же так, реализовываются огромные проекты, на которые в свое время давали согласие. Мы знали, что 60 процентов от выручки должно оставаться на Сахалине. Где эти деньги? Но поменялось законодательство и нам осталось только пять процентов. Это несправедливо. Женились на одних условиях, а живем на других. То есть по отношению к инвестору правила не меняем и считаем это правильным, а вот по отношению к собственному населению изменили правила легко. И считаем, что так и надо. Но такого не должно быть. Если мы пообещали, что на Сахалине запустят проекты на таких-то условиях, то будьте любезны их выполнять.Мы пытаемся в последние годы эту ситуацию изменить, вернуться к первоначальному соглашению, но, к сожалению, пока нас в Москве не особо слышат.
 
РГ | Какие проекты после Сахалина-2 удалось вам запустить?
 
Малахов | К нам приходят две ведущих компании - "Газпром" и "Роснефть". С ними мы связываем решение вопросов по нефтепереработке, газохимии и газификации. Мы за последние четыре года вложили больше трех миллиардов рублей только в реконструкцию котельных. Завод по сжижению газа сегодня готов практически на 80 процентов.
 
РГ | Кстати, вы не настаивали, чтобы и газификация стала национальным проектом? У вас с этим, как известно, не все благополучно?
 
Малахов | Скажем, более-менее область газифицирована, но проблема, соглашусь, есть. Только газификация, полагаю, не должна быть идеей, которая повально охватит всю страну. Возьмем Сахалин. У нас, понятно, есть газ. Два месторождения уже начали давать голубое топливо. Но мы обозначали приоритеты газификации. Для нас вопрос номер один - это новые ТЭЦ и ГРЭС. Хотя, конечно, на трубопроводе, который сегодня строим с севера на юг Сахалина, есть отводы для газификации. Мы это предусмотрели. И в крупных поселках газ будет. Но в удаленные от трубы на сотни километров села, где проживает несколько десятков человек, тянуть трубы экономически нецелесообразно. Поэтому нужно говорить о локальных проектах газификации. Тем более надо учитывать ценовую политику. Буквально еще один шаг и для нас будет экономически выгоднее сжигать уголь, которого здесь в избытке.
 
РГ | И сахалинцы согласны с такой политикой администрации?
 
Малахов | Мы всегда находим согласие по принципиальным вопросам и с областной думой, и с общественными организациями, и с людьми. Больше года разрабатывали стратегию развития региона. Мы ее обсуждали с людьми, бизнесменами. Это была настолько открытая работа, что превратилась как бы в публичные слушания. И люди поняли, что власть, народ и бизнес находятся в одной лодке, а не живут сами по себе.
 
РГ | В заботах о Сахалине не остаются ли забытыми Курильские острова?
 
Малахов | Нет. По поручению президента страны мы разработали новую программу по развитию Курильских островов. Она уже находится в правительстве, и, надеюсь, буквально в ближайшие две-три недели ее утвердят. Будут выделены огромные деньги для развития инфраструктуры на Курильских островах. Начнут строить морские порты, аэропорты, дороги, предприятия... Такой программы еще не было, поверьте. Она благотворно скажется и на развитии экономики, инвестициях и на миграции людей.
 
РГ | Вы член "Единой России". Партийность не отвлекает вас от выполнения своих обязанностей?
 
Малахов | Более того, я член политсовета "Единой России". Но это только помогает решать проблемы региона. На последнем заседании политсовета высказал свои предложения по пенсиям и по проживанию пенсионеров на острове, о чем вам говорил. Судя по реакции, коллеги готовы поддержать наши инициативы. Поэтому очень надеюсь на совместную работу с "Единой Россией". У меня есть уверенность, что пусть не все, но большую часть вопросов все-таки решим.
 
РГ | А почему, скажите, губернаторы так часто в Москву наведаются? Да и сами нередко там бываете...
 
Малахов | Будьте уверены, медом в Москве не кормят. К тому же, учитывая временные пояса, каждая поездка отнимает немало сил. Тяжеловато приходится. Но под лежачий камень вода не течет... Даже если все будут целовать сахалинскую землю и говорить, какой это выдающийся регион, ничего с места не сдвинется. Нужно готовить документы, работать с федеральным центром, доказывать свою правоту.
 
Беседу вел Павел Негоица.