Без вещей на выход
Одно из обращений, направленное также и в администрацию президента, - от жильцов ведомственного общежития, принадлежащего Судостроительному заводу. Десять здешних семей около месяца назад внезапно оказались без комнат, а кое-кто и без вещей. Такая же возможность нависла и над оставшимися жителями девятиэтажки.
Мрачная перспектива быть выселенными для большинства жильцов девятиэтажки нарисовалась еще несколько лет назад, когда хозяева предприятия заявили: не работающим на заводе в ощежитии делать нечего. Атмосфера еще больше накалилась этой зимой, когда людей сначала уведомили о необходимости предоставить администрации документы, подтверждающие право на проживание, а чуть позже обязали подписать в ближайшее время договор коммерческого найма, по которому не работникам завода квадратный метр занимаемой площади обошелся бы в шестьдесят рублей. Естественно, помимо коммунальных платежей. Идти на кабальные условия не соглашался никто.
Этой весной начался долгожданный капитальный ремонт, за который завод взялся, следуя строжайшему предписанию прокуратуры: бытовые условия здания своей непролазной грязью и разрухой напоминали революционные времена. Но неожиданная радость от возможности жить в человеческих условиях тут же обратилась печалью. Ссылаясь на ремонт, руководство общежития и завода вскрыли двери в жилых помещениях и выдворили квартирантов на улицу. На входной двери появился огромный замок. А часть вещей вынужденные переселенцы даже не смогли получить…
По разные стороны кабинетной двери
- Нет, мы вовсе не выселяли этих жильцов, - уверял меня представитель московской компании, управляющей заводом, Юрий Александрович Щербинин. По его мнению, замок на входной двери, который перегораживал "выселенцам" путь обратно, повешен был лишь для того, чтобы…охранять их вещи от возможных посягательств, а заодно, видимо, и стены от назойливых квартирантов. И в свою очередь пожаловался, что из 400 жильцов общежития только 27 сейчас являются работниками Судостроительного.
Без сомнения, есть своя правда у руководства завода. Предприятие развивается, приглашает специалистов из других регионов, а селить их оказывается негде. Как поведал мне все тот же собеседник, молодым кадрам приходится жить сейчас едва ли не в производственных корпусах да снимать деревянные лачуги без горячей воды и газа. А тут такие нахлебники, которые к заводу если и имели отношение, то когда-то давно.
А выселенные жильцы после месяца ожидания решились на штурм своего бывшего дома. Поддержать их пришли и коллеги по несчастью - с соседних этажей и из других общаг. Они не сомневались в том, что их час тоже придет в ближайшее время. Подобрав ключи к замкам и добравшись до измененных ремонтом квартир, выселенцы провели на руинах митинг, оставили надписи вроде "сволочи, верните жилье" и…разошлись. Теперь штурм общежития идет на бумажном уровне. Одна надежда осталась - на коллективность действий.
Общак для общаг
Вулкан народного гнева жильцов общежитий впервые "заговорил" в феврале: когда наиболее деятельная часть взяла и объединилась в "Движение общежитий Ярославля". Едва ли не каждые две недели оно напоминало о себе отцам города и области, выстраиваясь под окнами мэрии и областной администрации. Требования демонстрантов были самыми разнообразными. Те счастливцы, что жили в государственных и муниципальных общежитиях, добивались узаконения приватизации своих квадратных метров, менее счастливые, те, кто проживал в ведомственных общагах, лелеяли надежду хотя бы не быть выселенными на улицу. И все вместе жаждали снижения платы за проживание, которая зачастую зашкаливала стоимость коммунальных услуг в обычных жилых домах и в разных общежитиях была отчего-то различной.
Юридически подкованные искали правду в судах. И свершилось! В конце марта Заволжским судом города было вынесено первое положительно решение, признававшее законной приватизацию комнаты в общежитии. Решение это поистине было сенсационным - все прежние попытки отстоять права жильцов разбивались у ног непреклонной Фемиды. Да и упершиеся было городские власти пошли на диалог с бастующими. А как иначе? В своих выступлениях манифестанты обещали даже перекрыть федеральную трассу.
В конце мая появились первые реальные шаги - мэр Виктор Волончунас подписал указ, по которому три общежития переводились из разряда специализированного жилого фонда в общий. Однако обольщаться сторонникам "Движения общежитий" было рано: на трех общежитиях все и застопорилось, власти отказались передавать в обычный жилой фонд все 57 зданий.
Студенты - народ неприхотливый
Тем временем комиссия областной думы занялась поверкой государственных общежитий и выявила массу нарушений, творящихся в них. Особенно много их оказалось в студенческих общежитиях.
- Большинство из 38 общежитий, являющихся собственностью государства, находится в ведении департаментов образования, культуры и здравоохранения. За три месяца работы временная комиссия пришла к выводу, что работа администрации региона по контролю за использованием общежитий, мягко говоря, не достаточна, - подытожила корреспонденту "РГ" проделанную работу депутат областной думы, председатель постоянной комиссии Госдумы по социальной политике Вера Никольская. - Во многих общежитиях потребность студентов в жилье и санитарные нормы проживания на одного человека не соблюдались. Стоимость проживания тоже определялась администрацией произвольно и колебалась от 50 до 500 рублей. По закону студенты техникумов должны отдавать не более 3 процентов от размера стипендии. Студенты же Ярославского медицинского колледжа выкладывают более тридцати.
В общежитии Ярославского техникума бытового сервиса потребность студентов в жилье была удовлетворена чуть более чем на тридцать процентов. То есть из 210 соискателей счастливыми обладателями квадратных метров стали 79 человек. И ютились они, что сельди в бочке - на тринадцати квадратных метрах по четыре человека, 3,87 метров на "брата". В то же время под одной с ними крышей проживала дочка директора одного из областных департаментов. Жилье дама получила на том основании, что работает в системе образования. Кстати, площадь, ею занимаемая, тем самым студентам могла разве что во сне присниться - почти семьдесят квадратных метров. И ремонт с выносом капитальных стен здесь сделан, и перепланировка оформлена. Все общежитские помещения, находящиеся в этом семейном крыле, оказались столь же привлекательны. Жили и не тужили здесь родственники руководства учебного заведения, а также граждане, никакого отношения ни к техникуму, ни к системе образования не имеющие.
Много интересно узнали и специалисты контрольно-счетной палаты области, а также департамента финансового контроля, оценивавшие финансово-хозяйственную деятельность общежитий.
В проверенных общежитиях обнаружились незарегистрированные граждане или же зарегистрированные, но никогда не проживавшие здесь. В общаге одного из автотранспортных предприятий таких невидимок насчитали семьдесят . В другой на целый этаж из 36 комнат приходится лишь один туалет с одним унитазом.
Словом, на наведение порядка еще много времени потребуется.
P.S.
На днях участники движения за права жильцов общежитий провели очередной митинг у дверей Ярославской мэрии, а в ближайшее время готовится Всероссийская акция протеста.