Спустя три месяца после начала ревизии прямо на рабочем месте скончалась от сердечного приступа одна из хранительниц исчезнувших экспонатов. Но и этот факт не насторожил проверяющих. Впрочем, тогда о реальных масштабах хищения никто не догадывался. 31 июля 2006 года ревизоры обнародовали результаты проверки, по которым 221памятник русского ювелирного искусства стоимостью около 130 миллионов рублей оказался утраченным.
Расследованием этой скандальной кражи занимается Главное следственное управление при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Создана специальная бригада, в которую вошли шесть следователей и шесть оперативников. Кроме того, Росохранкультура приступает к своей проверке состояния учета и сохранности коллекции Эрмитажа. Как сообщил "Интерфаксу" глава ведомства Борис Боярсков, "комиссия, в которую включены специалисты центрального аппарата, а также сотрудники ее территориального управления по Санкт-Петербургу, приступит к изучению фактического положения дел в музее в среду".
"К сожалению, это не первый случай утраты из музеев и архивов предметов и документов, представляющих значительную историческую и культурную ценность. Эти факты свидетельствуют о неблагополучном положении дел с охраной национально-культурного достояния. Из этих случаев пора уже сделать серьезные выводы", - подчеркнул он.
"Большинство пропавших экспонатов относились к хранилищу Русского отдела музея, в основном это ювелирные изделия и эмали", - об этом пресс-служба Эрмитажа сообщила еще в понедельник. По словам директора Эрмитажа, среди наиболее ценных пропавших экспонатов - иконы, ковши с эмалью и потиры. "В основном это произведения средневекового русского искусства и русского искусства XIX века", - сказал Пиотровский.
Одну из основных трудностей для следствия представляет тот факт, что на протяжении десятилетий в Эрмитаже не проводились полномасштабные проверки фондов. Именно поэтому невозможно точно определить, когда именно эти кражи совершались. Следствие полагает, что речь идет о трех десятилетиях. Еще одна сложность заключается в том, что большинство утраченных экспонатов - более 200 - числятся за теми сотрудниками, которых уже нет в живых.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции вынужден был признать, что к хищению имели отношение сотрудники музея: "Ясно, что без участия сотрудников музея это не могло состояться. В то же время мы живем в обществе, где прежние моральные устои ушли и где деньги начинают играть все большую роль, - сказал директор Эрмитажа. - Я до сих пор не понимаю механизма того, как это произошло".
Хитрость музейных воров заключается в том, что они проявляют интерес к малоизвестным экспонатам, которые редко или никогда не выставляются в открытых экспозициях, годами "пылясь" в запасниках. Они подкупают музейных работников, тщательно изучают описи и находят то, что их интересует, приобретая эти предметы за взятки. Часть украденных экспонатов может появиться на аукционах. Это пока едва ли не единственная зацепка для следственных органов.
Но большая часть ценностей неизбежно оказалась у коллекционеров, многие из которых, возможно, и не догадываются об адресе приобретенных шедевров.
Многие специалисты полагают, что проблема крупных музеев (а такие кражи происходят не только в Эрмитаже) заключается в том, что они обладают огромными коллекциями, которые очень трудно контролировать. Разница только в том, что в Лондоне или в Париже они подробно, фотографически учтены.
Пиотровский с прискорбием заметил, что эта кража навредит престижу музея. "Мы вместе попытаемся это исправить. У Эрмитажа высокий престиж, а кражи всегда ему вредят, но они происходят во многих музеях мира", - подчеркнул он. Также, по его словам, будет изменен и ужесточен график проверки экспонатов. Пиотровский отметил, что на обеспечение безопасности Эрмитаж ежегодно тратит около $20 миллионов.
14 августа в Петербурге пройдет заседание Союза музеев России, председателем которого является сам Пиотровский. На нем также будет обсуждаться происшествие в Эрмитаже.