Наверное, так устроена наша память - плохое забывается, хорошее остается. Для старшего поколения, а именно эти люди отдали свое предпочтение социалистической Польше, это время их молодости. Среди причин опрашиваемые называли чувство безопасности, уверенность в завтрашнем дне. У поляков, по их словам, было больше свободного времени, больше друзей и, как ни странно, больше денег. Респонденты говорили о том, что в социалистической Польше их жизнь была осмысленнее и - что звучит совсем уж невероятно - политики меньше обманывали.
Так или иначе в демократической Польше действительно не спешат расстаться с наследием Польской Народной Республики (ПНР).
"Подарок Сталина"
Дворец культуры и науки, который молва окрестила "подарком Сталина", - самый внушительный символ этого наследства. Много лет шли споры о судьбе здания - проводились архитектурные конкурсы, то предлагалось его снести, то провести реконструкцию, которая изменит внешний облик "подарка" и перестанет напоминать о дарителе. А дворец и ныне там. "Дар советского народа польскому народу" для 30 процентов варшавян является символом их города наравне с Сиреной над Вислой и колонной Зигмунта в Старом Городе. В прошлом году он отпраздновал свой полувековой юбилей. С помпой, в присутствии официальных лиц, с многочисленными выставками на мотивы социалистической Польши. Среди экспонатов - старые плакаты, зазывавшие поляков в светлое будущее, фотографии с гигантской строительной площадки, кадры старой Варшавы - без дворца. Теперь городские власти не стремятся избавиться от здания, которое по сей день выполняет свои функции (культуру во дворце представляют три театра, кинокомплекс и галерея, науку - несколько высших учебных заведений, часть Польской академии наук, библиотека, два музея) и приносит немалый доход. Глава правления дворца Лех Исакевич рассказал "РГ", что запланированные мероприятия - минимальный ремонт залов и строительство выставочных комплексов на прилегающей к зданию территории - облик самого "подарка" не изменят.
Дворец культуры и науки носил имя Иосифа Сталина. И теперь под современной неоновой вывеской, если приглядеться, можно различить стертые буквы имени вождя. О том, что этот дворец когда-то имел отношение к Советскому Союзу, говорят и названия помещений - есть, например, зал Валентины Терешковой, есть зал архитектора, который проектировал дворец, - Льва Руднева. Был когда-то зал Феликса Дзержинского, но его давно переименовали - несчастье помогло. В зале был пожар, а после реконструкции дали другое имя. Осталось во дворце и невидимое наследство ушедшей эпохи. В самом большом и значительном помещении - зале конгрессов, в котором когда-то проводились съезды партии, сейчас проходят концерты. Он рассчитан на три тысячи мест. Мало кто знает, что под сценой находятся еще несколько рядов кресел. Когда-то это были места для президиума. Во время партийных съездов специальный механизм поднимал их на уровень сцены. И хотя сидеть на этих почетных местах уже некому, а помнят о них сейчас только старожилы, они все равно остались на своем месте в память о том, для чего и для кого зал был построен. Рядом с залом конгрессов находятся маленькие салоны для важных гостей. Найти их в извилистых коридорах непросто. По свидетельствам историков, здесь во время съездов отдыхали первые лица партии. И если во дворце действительно обитает дух Сталина, который, несмотря на то, что вождь умер до окончания строительства, народная молва поселила в этом здании, то только в полумраке салонов, которых, кажется, не коснулось время.
Вообще мифов о Дворце культуры и науки существует множество. Самый популярный (кроме духа Сталина) - о том, что одного из строителей случайно замуровали в стену. Его дух также не может найти успокоения и, по рассказам варшавян, по ночам пугает тех, кто оказался в зале конгрессов. Еще один миф - о подземных коридорах, ведущих в таинственные помещения и в соседние здания. С подземной частью дворца связаны также слухи о секретной железной дороге и об атомном убежище. Историки уверяют, что все это не соответствует действительности, но мифы остаются. Точно так же, как полушутливые вздохи варшавян: "А могли подарить метро!"
Тень социализма
Многие не прочь отдохнуть в "Тени социализма". Пансионат с таким названием находится в пригороде Чисна. Главная достопримечательность этого места - даже не обширная коллекция предметов быта социалистической Польши, хотя она действительно поражает, а местный ресторан. Ложки, прикрепленные к столу алюминиевыми цепочками, "пирожки Ленина" от шеф-повара - для полной иллюзии посетителям не хватает только хамства обслуживающего персонала. Вообще атмосфера социализма, судя по всему, разжигает аппетит. Наверное, поэтому в Польше все популярнее становятся кафе, бары и рестораны в стиле ПНР. В кафе PRL (ПНР) во Вроцлаве с особым размахом празднуют Первомай. На стенах развешаны портреты Иосифа Сталина, Болеслава Берута (председатель, первый секретарь ЦК ПОРП в конце 40-х - начале 50-х годов) и других коммунистических лидеров СССР и Польши. За право наследовать социалистические праздники владельцы кафе готовы бороться. Несмотря на пристальное внимание общественности (некоторые бдительные граждане даже пишут жалобы в прокуратуру) портреты остаются на своих местах, а заведение становится все популярнее.
Интерес потребителей вызывают не только места отдыха, но и фильмы и музыка ПНР. "Четыре танкиста и собака" - фильм, который до сих пор любят в Польше. Диски и саундтреки идут на "ура", а в Интернете существует даже сайт, посвященный танкистам. Не менее популярна и различная пэнээровская символика на футболках, брелках и значках.
Коммунистические символы находят пристанище даже в шляхетских усадьбах. Казалось бы, что может быть более несовместимым? Дворец Замойских в Козлувке недалеко от Люблина - один из самых красивых в Польше. И как будто в насмешку в хозяйственных помещениях находится галерея искусства соцреализма. Организаторы не скрывают противопоставления. После старинных полотен европейских мастеров в усадьбе такие картины, как "Сталин с артистами ансамбля "Мазовше", "Присяга президента Берута" или, например, "Строим деревню тракторов", действительно режут глаз. Однако выставка эта существует уже 12 лет и по-прежнему привлекает посетителей. В запасниках хранятся не только картины, но и графика, плакаты, гобелены, скульптуры - всего около 1700 предметов конца сороковых и начала пятидесятых годов.
Все эти произведения, когда-то закупленные министерством культуры и национального наследия для музеев, школ и кабинетов партийных организаций, в шестидесятые годы были переданы в центральный музейный склад в Козлувке, где много лет дожидались своего часа. На постоянной экспозиции можно увидеть около 300 экспонатов, но этого вполне достаточно для того, чтобы получить представление о соцреализме. Больше всего тут скульптур и портретов, изображающих коммунистических лидеров (в основном Ленина, Сталина, Берута) и передовиков производства.
Старшее поколение ходит по залам в полном молчании. Под пристальными взглядами вождей пролетариата им неуютно. Зато молодежь смотрит на экспонаты с любопытством и хихикает, читая надписи на плакатах: "НАТО - угроза миру", "Соединенные Штаты мочат пальцы в иранской нефти", "Молодежь, вперед на борьбу за счастливую социалистическую польскую деревню!", "Хватит пить! Идем с нами строить счастливое завтра!". Больше всех выставка нравится русским туристам. Они искренне радуются, когда видят "своих" Ленина, Сталина, Дзержинского.
В парке Замойских также стоят скульптуры из этой коллекции. Самая любопытная - памятник Болеславу Беруту, который когда-то стоял в Люблине. Каждый, кто его видел, но не прочитал надпись на табличке, уходит в полной уверенности, что это - Ленин. Наверное это показательно для соцреализма - кого бы ты ни лепил, все равно выходит Ильич.
В музейном магазине можно купить копии некоторых экспонатов, диски с польскими коммунистическими песнями, миниатюрные бюсты вождей. Их покупают с удовольствием. Если огромные мрачные скульптуры в галерее наводят священный ужас, то собственный маленький Ленин - мелочь, а приятно.
Теперь
не Чебурашка
Кивачек - так называют поляки нашего Чебурашку. У Кивачка есть своя страничка в польском Интернете. На вопрос, что это за зверь, создатели сайта отвечают: это - существо с большими круглыми глазами, еще большими ушами и огромным сердцем! И прогулка в социалистическое прошлое никак не может обойтись без игрушек. То, чего не понять современным детям с их куклами и роботами, - кубики с изображением известных и нам Болека и Лелика, плюшевый Чебурашка, пластмассовый крокодил Гена. В Кракове даже существует частный музей героев мультфильмов, популярных в социалистической Польше. Его основатель - обычный полицейский Войцех Яма - рассказывает, что коллекция началась в детстве - как и всем детям, родители дарили ему игрушки. Он их сберег, затем начал покупать сам, подключились друзья, стали присылать свои старые игрушки посторонние люди, случайно узнавшие о музее. Сейчас у Войцеха дома около 400 игрушек, пара тысяч книжек и комиксов с героями любимых мультфильмов. Пока их можно увидеть только в Интернете, но скоро у детских героев будет своя площадка. На сайте музея героям каждого популярного в ПНР мультфильма посвящен целый виртуальный зал. Среди экспонатов как старых друзей встречаешь Волка и Зайца из "Ну, погоди!" - не только на кассетах, но и на слайдах, в комиксах, даже на коробке с цветными карандашами. Что уж говорить о Кивачке-Чебурашке, которых у Войцеха только плюшевых - четыре штуки.
Вообще каким бы современным ни был Интернет, он хранит множество вещей, которые напоминают о прошлом. В Интернете можно увидеть уникальные коллекции из времен ПНР. Крупнейший портал называется "Народная Польша". Там можно послушать голоса послевоенных польских вождей, посмотреть кинохронику второй половины прошлого века, послушать старинные польские песенки. Самое интересное - галерея фотографий, в которой можно увидеть все - от еды до билетов в кино. Отдельный раздел - электроника - то, что когда-то было мечтой каждого рядового гражданина и в СССР и в Польше, а теперь кажется настоящей экзотикой. Громоздкие стиральные машины, огромные калькуляторы, черно-белые телевизоры и т.д. Сами коллекционеры объясняют свои увлечения не симпатией к социализму, а желанием показать, как они, да и мы, жили еще каких-то двадцать лет назад, перенестись в дни своей юности и почувствовать радость узнавания явлений, предметов, людей, которые для многих стали культовыми. Поляки объясняют популярность ПНР в нынешней Польше по-разному. Историк Лех Шерепски уверен, что для многих его сограждан прошлое связано прежде всего с юностью - временем больших надежд и светлых воспоминаний, а кто-то только слышал о ПНР и хочет узнать, что это такое, представить себе ту эпоху. "А вообще соцреализм сегодня популярен не только в Польше, но и на Западе. Не знаю, как сейчас, но еще пару лет назад вся эта социалистическая символика была в моде, и кто-то, может быть, и не знает, что такое СССР, а покупает майку с такой надписью, потому что модно".
Журналист Лукаш Липинский считает, что для моды на социалистическую Польшу есть две причины: "Во-первых, люди испытывают ностальгию по своей молодости. И какие-то вещи, например, старые польские фильмы, песни вызывают у них приятные ассоциации с детством, юностью. Во-вторых, для тех кто живет в современной Польше, ПНР - это экзотика, а встреча с какими-то реалиями социализма подобна экскурсии на другой континент. Поэтому сейчас среди молодежи бешеным успехом пользуются социалистические фильмы. Молодые люди смотрят на них другими глазами, и им все это странно и смешно".
Наверное, и в России существует подобная ностальгия, и скорее всего по тем же причинам. Так что любой, кто проделает этот путь по волнам воспоминаний братской Польши, неизбежно придет к выводу: несмотря на все проблемы и недопонимания в отношениях между нашими странами, никто не поймет поляков лучше, чем мы, и никто не поймет нас лучше, чем они.