Событие не только московского и не только российского, но и мирового масштаба. В Москве, на Волхонке, 14, в бывшем здании Музея личных коллекций открылась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Более 450 полотен мастеров зарубежной живописи Нового и Новейшего времени переехали из основного корпуса Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в прекрасно отремонтированное трехэтажное здание, которое находится слева от главного музея, напротив храма Христа Спасителя.
Директор ГМИИ Ирина Антонова считает открытие галереи таким же важным событием в культурной истории страны, как восстановление храма Христа Спасителя. Если бы еще щукинско-морозовскую коллекцию слить воедино, как было до 48-го года! Однако против этого решительно выступает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По неписаным законам музейной этики музейные собрания должны оставаться такими, какие они есть на сегодняшний день. В противном случае, считает Пиотровский, надо расформировать и весь Лувр, исторически составленный из сокровищниц всего мира. Надо тогда возвращать египетские древности из Британского музея на их историческую родину и так далее. Словом, этот спорный вопрос в один день не решить.
Но и в нынешнем виде новая галерея поражает и, по мнению известного французского коллекционера Рене Гера, обязательно станет "приманкой" для просвещенных туристов из Европы, прежде всего из Франции. Из запасников ГМИИ подняты множество ранее закрытых от зрителей картин импрессионистов и авангардистов, которые прежде выставлялись всего лишь в пяти залах ГМИИ на втором этаже. Между тем экспозиция импрессионистов даже в сильно урезанном виде была, безусловно, самой посещаемой в музее. В новой галерее вместо пяти 26 залов. На первом этаже расположились мастера классики XIX века. В отдельном зале экспонируется немецкая школа живописи начала XIX века, представленная К.Д. Фридрихом и художниками-назарейцами, кстати, оказавшими влияние на русского живописца Александра Иванова. Достойное место отведено англичанам, испанцам. Свои залы получили участники парижского Салона Ж. Жером, П. Деларош. Ярко представлены французский пейзажист К. Коро и художники барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи. Мощный французский реализм дополняют произведения Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле, О. Домье.
На втором этаже из мира классики вы плавно попадаете в импрессионистическую среду, понимая, как эволюционировала европейская живописная школа. Моне, Сезанн, Ренуар, Гоген, Ван Гог уже не видятся в жесткой оппозиции к реализму, как это было в представлении замороченного цензурными запретами зрителя советской эпохи. Москву, Россию и весь мир можно поздравить с культурным праздником.