В Физтехе не доверяют Алферову

Российская газета | В Физтехе состоялась конференция, которая, по сути, выразила вотум недоверия недавнему директору академику Алферову. Судя по решению, все разногласия между коллективом и недавним директором, а ныне руководителем Научно-образовательного комплекса, академиком Алферовым, сводятся к имущественным вопросам. Все-таки на что он претендует? Получить в распоряжение НОК одну из лабораторий?

Андрей Шергин | Ее он уже получил. Теперь он нацелился на полкорпуса НТЦ Микроэлектроники. Кроме того, добился распоряжения президиума РАН о передачи в ведение НОК части филиала нашего института, расположенного в районе Шувалова площадью 800 кв. м. Это было сделано в обход института. Народ восстал, считая, что этот филиал нужен институту.

Понимаете, первоначально предполагалось, что НОК будет заниматься образовательной деятельностью, а потом Алферов решил, почему бы не вести и научные исследования. Тогда и начал претендовать на имущество Физтеха.

РГ | Нобелевских лауреатов у нас можно пересчитать по пальцам. Жорес Иванович - сильный ученый, прекрасный организатор. Может, если хочет заниматься наукой, дать ему такую возможность? Может, у него вообще это лучше получится, чем у нынешних руководителей Физтеха? Такой логикой мог руководствоваться и президиум, когда отдавал Алферову право на часть филиала в том же Шувалове?

Шергин | Возможно, вы и правы, но у института есть свой интерес. К примеру, НОК получил от РАН на 2,5 млн. долл. новую установку. И теперь Физтеху, который тоже претендует на новое оборудование, говорят: Алферов уже получил, вы и он - одно и тоже. Так что ни на что не рассчитывайте. Но у нас разные юридические лица. У института есть свои планы, он хочет развиваться, а из-за такой ситуации несет ущерб.

РГ | Неужели так сложно договориться с недавним директором совместно заниматься наукой?

Шергин | Жорес Иванович - человек энергичный, самостоятельный, но и новый директор тоже личность, тоже хочет быть самостоятельным. Сейчас двоевластие подошло к определенной точке. Директор сосредоточен на интересах института, а потому сотрудники встали на его сторону, определились в ситуации "свой-чужой". А интересы Жореса Ивановича уже не у нас, у него есть своя вотчина.

А разве не исключено, что Нобелевский лауреат, получив все, что пожелает, потом это приватизирует. Ведь уже идут разговоры о преобразовании научных учреждений в автономные частные организации. Не готовит ли Жорес Иванович такую себе площадку? А вот Физтех никогда не приватизируют, он останется всегда в руках государства.

 ВЗГЛЯД

Вице-президент РАН и председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН Жорес Алферов возглавлял академический Физтех с 1987 года.

В мае 2003 года в возрасте 73 лет он освободил пост директора, став научным руководителем института и оставшись на должности председателя ученого совета. Помимо того, по инициативе академика был создан Санкт-Петербургский научно-образовательный комплекс (НОК).

Судя по всему, именно стремление Жореса Алферова передать часть имущества института, в том числе лаборатории с соответствующим бюджетным финансированием, в ведение НОК и сыграло роль детонатора. За формальным соблюдением буквы устава стоит стремление физтеховского руководства уменьшить влияние Жореса Алферова на дела Физтеха. Это подтверждают и высказывавшиеся на заседании суждения о необходимости выражения недоверия академику и как научному руководителю института.

Наблюдатели в петербургской научной среде предполагают, что ситуация в родном Алферову институте может повлиять и на сохранение им постов вице-президента и председателя президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН. Скрытое недоумение некоторыми действиями Жореса Алферова и прежде присутствовало среди ученых Северной столицы. В частности, как неверный шаг многие сочли получение им в 2005 году премии "Глобальная энергия", председателем комитета по присуждению которой являлся в то время сам академик.