Военные прокуроры в присутствии вице-премьера, министра обороны РФ Сергея Иванова подвели итоги своей работы за первое полугодие.
- В последние годы военная прокуратура, к сожалению, заняла не свойственную ей позицию, - отметил Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. - Вместо конструктивной совместной работы по решению стоящих перед всеми задач и консолидации усилий на этих направлениях был взят курс на откровенную конфронтацию с органами военного управления. Более того, по мению Чайки, ГВП создавала искусственную шумиху и политизировала многие вопросы.
- У министерства обороны и Главной военной прокуратуры единая задача - укрепление законности и правопорядка в Вооруженных силах, обеспечение здорового климата в воинских коллективах, - сказал Сергей Иванов.
Впрочем, Юрий Чайка и Сергей Иванов встретились в стенах ГВП не только для того, чтобы подвести черту под абсолютно бессмысленным противостоянием. Нужно было определиться, как два ведомства будут работать дальше. Ведь ситуация с преступностью в армии отнюдь не радужная.
В нынешнем году особенно "отличились" Дальневосточный военный округ и Северный флот, где, по словам главного военного прокурора, произошел настоящий всплеск преступности. В ДВО почти на 70 процентов, а на северных морях - на 30. По словам нового главного военного прокурора Сергея Фридинского, он уже дал указание разобраться в этой ситуации. Так что в ближайшее время туда нагрянут прокурорские десанты.
По данным, которые привел на коллегии Генеральный прокурор, преступность в армии выросла более чем на 13 процентов.
- Уровень неуставных проявлений и рукоприкладства командиров увеличился. От издевательств пострадали более 3,5 тысячи военнослужащих, из которых 17 погибли и 120 человек получили тяжкий вред здоровью, - привел печальную статистику Юрий Чайка.
Единственным утешением может служить лишь то, что солдаты стали реже гибнуть от казарменного хулиганства и накладывать на себя руки. По словам главного военного прокурора, нужно искать новые подходы в борьбе с неуставными взаимоотношениями. В качестве примера он привел Московский военный округ, где удалось резко снизить число таких преступлений. Причем не за счет закручивания гаек и тотального контроля.
В ходе проведенных в округе исследований выяснилось, что в большинстве случаев причиной "дедовщины" было отсутствие денег у старослужащих. В потрепанном обмундировании они увольняться не хотели, а купить "гражданку" не могли, вот и обирали молодых солдат. Теперь принято решение выдавать "дедам" перед увольнением в запас парадную форму, чтобы те могли предстать перед домашними во всей красе.
Впрочем, одними лишь неуставными взаимоотношениями проблемы армии не исчерпываются. Больше стали воровать, причем, как это ни печально, офицеры. Масштабы преступности среди этой категории военных достигли таких размеров, что, по словам Сергея Иванова, в минобороны вынуждены были посвятить этой проблеме отдельную коллегию.
Впрочем, по мнению Сергея Фридинского, во многих случаях уголовные дела в отношении офицеров возбуждаются в ситуациях, когда можно было вполне ограничиться административным наказанием. Присвоил какой-нибудь капитан тысячу-другую рублей командировочных, а его под суд. За решетку не отправят, но судимость на нем будет висеть. В результате в нашей армии служат около полутора тысяч офицеров с условной мерой наказания.
Юрий Чайка остался верен себе, и уже озвученный им тезис о превращении органов прокуратуры в главный правозащитный орган перенес и на армию.
- Своевременное обеспечение денежным содержанием, получение страховых выплат, решение проблем военных пенсионеров, забота о членах семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, - вот только примерный круг вопросов, где соблюдение требований законодательства как в деятельности органов военного управления, так и государственных структур, местных органов власти должны быть постоянно в центре внимания при организации надзорной работы, - сказал Генеральный прокурор.
Особое внимание обращалось и на решение пресловутой жилищной проблемы. А министр обороны еще раз напомнил военным прокурорам о том, что нужно жесточайшим образом бороться с использованием военнослужащих на так называемых хозработах.
- Солдаты и сержанты должны заниматься только боевой подготовкой, а не батрачить на чужого дядю, - подчеркнул Иванов.
Проштрафившихся и нерадивых военных, в том числе контрактников, вице-премьер - министр обороны предложил наказывать рублем. Он напомнил, что до половины денежного довольствия военнослужащих составляют надбавки за особые условия службы и премиальные. "Командирам надо чаще наказывать рублем нерадивых, лишая их этих надбавок", - сказал министр.
Сергей Иванов поддержал Сергея Фридинского, который предложил повысить роль военных комендатур. В частности, превратить их после соответствующей подготовки в орган дознания, освободив от этой функции командиров.