08.08.2006 02:00
    Поделиться

    Минэкономразвития разрабатывает законопроект о банкротстве финансовых организаций

    Такие условия порождают ряд проблем, возникающих на пути развития высокоорганизованного рынка страхования. В частности, считают в министерстве, настала пора совершенствовать законодательство о банкротстве страховых организаций. На повестке дня стоят два вопроса: предупреждение банкротства страховых организаций и особенности проведения процедур банкротства страховых организаций. Учитывая системный и сложный характер представленных вопросов, в настоящее время прорабатываются возможные варианты решений, пояснили нам в министерстве, и до конца года в правительство будет внесен соответствующий законопроект.

    По первому вопросу - предупреждение банкротства - в качестве комплекса мер эксперты минэкономразвития предлагают рассматривать совокупность действий контрольно-надзорных органов, направленных на внешнее администрирование страховой организации и приостановление соответствующей лицензии. Сигналом к таким действиям контрольного органа, считают в министерстве, могут служить как сведения, которые представляются руководителем страховой организации (обязанность представлять такие сведения в определенные сжатые сроки должна быть закреплена в проекте), так и результаты плановых или внеплановых проверок. Кроме того, поскольку все большее значение в рыночных отношениях современного типа приобретают общественные институты саморегулирования, необходимо предусмотреть возможность инициирования соответствующими саморегулируемыми организациями страховщиков, либо проведения внеплановой проверки контрольным органом, либо непосредственно внешнего администрирования страховщика, который, по сведениям этой саморегулируемой организации, обладает признаками неплатежеспособности. Возможно, также нужно увеличить значение участия саморегулируемых организаций в качестве посредника, а, возможно, и инициатора передачи страхового портфеля от неплатежеспособного страховщика другому. При этом эксперты считают, что для целей оперативного реагирования на ухудшающееся финансовое положение страховщиков саморегулируемым организациям необходимо самим совершенствовать свои внутренние правила и налаживать систему мониторинга платежеспособности своих членов.

    Сохранность имущественного комплекса страховой организации в случае возникновения признаков банкротства может быть обеспечена, в том числе, путем пресечения права страховой организации увеличивать объем своих обязательств. Для этих целей эксперты минэкономразвития предлагают использовать механизм приостановления лицензии, а также одновременного предписания к устранению признаков банкротства. Одним из вариантов обеспечения сохранности имущества страховой организации может быть внешнее администрирование до введения процедур банкротства. Модели внешнего администрирования могут быть различны, и их выбор будет сделан, если концептуально внешнее администрирование как способ предупреждения банкротства будет поддержан.

    Одной из актуальных проблем в сфере регулирования страховой деятельности в целом являются вопросы передачи страхового портфеля. На сегодняшний день законодательство не имеет четко прописанной процедуры передачи страхового портфеля. Проблемы передачи страхового портфеля усложняются в случае, если один из участников такой процедуры имеет признаки банкротства. Поэтому, внося изменения, по мнению экспертов министерства, необходимо исходить из того, что передача страхового портфеля является практически единственным эффективным способом защиты прав клиентов страховых организаций. Поэтому процедуре передачи страхового портфеля при совершенствовании законодательства следует уделить особенное внимание и более четко регламентировать как процедурные, так и остальные вопросы. Варианты опять же многочисленны: от свободных рыночных способов продажи бизнеса до принудительной передачи страхового портфеля при посредничестве органов контроля или саморегулируемых организаций. Причем эксперты отмечают, что необходимо учесть особенности страховых организаций и в целях соблюдения принципов справедливости разделить резервы, предназначенные для обеспечения требований страхователей (застрахованных лиц и выгодоприобретателей), по добровольным и обязательным видам страхования.

    Что же касается второго вопроса - особенности банкротства страховых организаций, эксперты считают, что общие признаки банкротства, которые установлены в законе о банкротстве, не совсем корреспондируются со специфическими чертами страховых организаций. Дело все в том, что при подготовке закона о банкротстве законодатель исходил из негативной практики упрощенной процедуры возбуждения дела о банкротстве, содержащейся в законе о банкротстве

    1998 года, когда банкротство в руках недобросовестных конкурентов служило инструментом создания препятствий в деятельности организаций, осуществлявших аналогичные виды деятельности. Для исключения возможности подобного негативного использования института банкротства законодатель установил так называемый "исполнительный" метод возбуждения дела о банкротстве, который подразумевает предварительное судебное решение по сумме долга, которая, по мнению заявителя, служит основанием для возбуждения дела о банкротстве. "Исполнительный" метод действительно позволил практически полностью исключить негативное использование механизмов конкурсного производства в недобросовестных целях, отмечают в министерстве, однако такой метод обуславливает длительность процедуры возбуждения дела о банкротстве, что не отвечает интересам клиентов страховых организаций. При этом аналитики минэкономразвития считают, что упрощение взыскания на имущество страховой организации не является целью совершенствования законодательства в данной сфере, но упрощение процедуры подачи заявления будет составлять систему раннего оповещения о неплатежеспособности страховой организации, что в конечном счете позволит максимально сжать сроки реагирования на возникновение таких ситуаций. Более того, упрощение заявительного порядка будет стимулировать и дисциплину страховщиков.

    В рамках вопроса о создании системы раннего оповещения о неплатежеспособности страховой организации предлагается пересмотреть классический круг субъектов подачи заявления о признании должника банкротом, определенный общими положениями закона о банкротстве. К примеру, одним из вариантов, считают разработчики, может быть включение в круг субъектов саморегулируемых организаций (в частности, по обязательным видам страхования). Однако этот вопрос еще требует более детальной проработки и дополнительных обоснований. В то же время вопрос о расширении круга участников дела о банкротстве страховой организации имеет однозначное решение, саморегулируемые организации как минимум должны стать обязательными участниками процесса по делу о банкротстве.

    В связи с возможной детализацией использования механизма передачи страхового портфеля возникает ряд вопросов относительно имущества, которое подлежит сохранению в конкурсной массе должника, и имущества, подлежащего передаче другой страховой организации. Кроме того, экспертов минэкономразвития беспокоит, что нынешняя редакция закона о банкротстве позволяет продолжать страховой организации свою деятельность даже после возбуждения дела о банкротстве и введения той или иной процедуры банкротства. Решение этой проблемы они видят во введении механизма внешнего администрирования.

    Помимо озвученных проблем есть еще ряд вопросов, которые требуют пересмотра. Работа в этом направление уже ведется. Более того, в министерстве отмечают, что указанные поправки должны рассматриваться как одна из составляющих комплексного совершенствования законодательства в сфере страхования.

    Поделиться