08.08.2006 01:00
    Поделиться

    Первый канал недооценил "Новую волну"

    Нарушители конвенции

    Мы еще долго не узнаем, какие нынче "Времена", не сможем "Судить сами", не проникнемся откровениями "Постскриптума", останемся непосвященными в тайны "Реальной политики" и не изведаем, что думает о ключевых проблемах ирреальной политики Владимир Соловьев.

    Разумеется, у нас все имеют право на оплаченный отпуск. В том числе и начальники транспортных цехов, в том числе и известные телеведущие. Только транспорт не должен при этом останавливаться. И телеаналитика - тоже.

    Впрочем, иногда нечто похожее на осмысление происходящего просачивается в эфир. Пятиминутные "Однако" Михаила Леонтьева, к примеру. Но это "электричка" (опускаю вопрос ее комфортности), поданная на перрон вне расписания. Сегодня она была, а когда появится в следующий раз, никому неизвестно. ТВ - это регулярность, а без нее - черт-те что. Свалка программ разной ценности.

    "Дополнительным рейсом" можно счесть потеснившее субботнюю программу "Профессия - репортер" десятиминутное интервью "Без купюр" Евгения Примакова. Речь шла о видении израильско-ливанской коллизии бывшего дипломата. Мне бы обрадоваться - хоть как-то меня просветили. Но, строго говоря, я услышал старую погудку о том, что Израиль сам во всем виноват: он воюет не с террористами, а с мирными гражданами Ливана.

    Предположим, что так. Но возможна позиция и другого "начальника транспортного цеха". Возможно даже их столкновение.

    Все в принципе в теории возможно, а на деле в силу специфики летнего расписания отечественного ТВ - невозможно, вследствие чего телезрителям приходится довольствоваться ролью спортивных болельщиков. Одни болеют за Израиль, другие - за арабов и палестинцев, и вместе им не сойтись. А телевидение, устраняясь от дискуссий на актуальные политические темы, делает одно недоброе дело: оно способствует закреплению и консервации благоприобретенных советских рефлексов; оно продлевает им жизнь. В этой ситуации у одной части населения твердеют и коснеют антисемитские настроения; у другой - усугубляется комплекс осажденной национальности.

    И настроения и комплексы получают иногда нечаянную поддержку с неожиданной стороны.

    Урок одного из "невыученных уроков"

    Недели две назад я уже обратил внимание на слабость режиссуры сериала "Столыпин. Невыученные уроки", на неубедительность игры артистов. К сказанному можно было бы добавить несколько упреков относительно претенциозности иных изобразительных решений картины. Чего, например, стоит катание черного шара по зеркальному овалу стола, за которым сидят недруги премьер-министра и договариваются о его злодейском убийстве. Картинка эффектная. И что? Получилось "Столыпин и пустота". Правда, хорошо отполированная.

    Если непонятно, о чем люди спорят, то наверняка они спорят о деньгах

    Замысел-то сериала был неплохой. Можно сказать, отличный: рассказать об одной из развилок в истории России, когда страна могла бы избежать самоубийственных революций и войн. Но ведь известно, что бывает с худпроизведениями, лишенными художественной глубины и психологической достоверности, - из них выпирает схема, которая замещает собой характеры, образы, саму жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Все, на что может рассчитывать схематическое создание, так это на публицистический эффект.

    Схема "Столыпина" такая: жил-был в России истинно русский пророк и великий государственный деятель Петр Аркадьевич самозабвенно любил отчизну, жену, детей, верой и правдой служил царю-батюшке, а против него ополчились недобрые русские люди (кроме Гришки Распутина), неприятные инородцы в лице сначала Азефа, а затем и Багрова. Руками последнего и было сделано черное дело.

    Реформаторские уроки Столыпина остались неусвоенными. Зато схематичный сериал, я думаю, может поспособствовать сохранению традиции ксенофобии на Руси. Да если еще принять во внимание и современный политический контекст...

    Когда в беллетристическом произведении нет волшебной силы искусства, тогда довольно любого повода, одной нерусской фамилии, чтобы сдетонировала волшебная сила старого антисемитского стереотипа.

    Крутой, еще крутее

    На этом фоне проблемы, которые приходится решать конкурирующим фирмам "Первому каналу" и "России", кажутся несерьезными. У них на минувшей неделе случилось неявное, но показательное столкновение на поприще концертно-развлекательной деятельности.

    "Россия" набрала много рейтинговых очков на гребне "Новой волны". Первый канал еще весной обещал "сочинское цунами" в виде конкурса молодых исполнителей "Пять звезд". Пассажиры ждали поезда, но он так и не прибыл. И, как стало теперь понятно, в этом году уже не прибудет. Но в качестве компенсации любителям поп- и рок-музыки в минувшую субботу была предъявлена запись концерта на Васильевском спуске "Красное лето-2006".

    В связи с этим хотелось бы послушать объяснения начальника транспортного цеха Константина Эрнста.

    Объяснения могли бы коснуться, в частности, и вопроса: почему "Новая волна", которая еще совсем недавно была прописана на Первом канале, схлынула с него и накатила в прошлом году на НТВ, а в этом докатилась до "России"? Да, мы что-то слышали о большой разводке в мире отечественного шоу-бизнеса, о том, что вещатель Эрнст и производитель Крутой что-то под ковром не поделили.

    Кто-то очень верно заметил: "Если непонятно, о чем люди спорят, то наверняка они спорят о деньгах". Так оно оказалось и на сей раз. В недавнем интервью Игорь Крутой обнародовал пункт, по которому он не сошелся со своим коллегой по медиабизнесу. Первый канал соглашался приветить все его проекты при условии, что он их отдаст и останется партнером на 50%. Крутой решил, что это слишком круто.

    С деньгами все понятно, неясности остались с креативом, как любят выражаться нынешние медиабизнесмены. Я имею в виду волшебную силу попа и рока в яви.

    После чемпионата мира по футболу очень трудно смотреть наш чемпионат. Уровни разные. Нужен период адаптации.

    Насколько разные уровни шоу-музыки у нас и у них можно было почувствовать, сравнив Юрмалу с Васильевским спуском, Шакиру и Black eyed Peas, с одной стороны, и Жасмин с Кристиной Орбакайте - с другой.

    А тут еще вот-вот пред наши светлые очи с третьей стороны явится Мадонна со своим сногсшибательным шоу...

    Другие, что ли, там начальники транспортных цехов?..

    Поделиться