Новости

Такие же проблемы, как сообщала "РГ", недавно урегулированы с другой страной-транзитером - Молдавией. Но вот с Белоруссией этого пока достичь не удается, что дает повод некоторым зарубежным аналитикам прогнозировать срыв поставок газа европейским странам. Такие прогнозы основаны и на нынешней внутриполитической ситуации на Украине, через территорию которой российский газ перекачивается по молдавско-балкано-турецкому газопроводу. К тому же многоступенчатые переговоры о цене российского газа для Беларуси в 2007 году пока не дали результата: камнем преткновения остается оценка стоимости газотранспортной системы "Белтрансгаза", контроля над которой для минимизации транзитных рисков добивается "Газпром".

Доля белорусского "коридора" в поставках российского газа в еврозарубежье почти достигает 30 процентов, молдавского - примерно 20 процентов, а украинского - превышает 35 процентов. Уже только эти цифры показывают, насколько важны для России и Евросоюза стабильные взаимоотношения Москвы с Минском, Кишиневом и Киевом. По заявлению Германа Грефа, "для эффективного решения задачи бесперебойных и надежных поставок газа в европейские страны потребуются усилия всех заинтересованных сторон - поставщиков, транзитеров и покупателей. Газовый кризис конца 2005 - начала 2006 года лишний раз показал зависимость России и ЕС от "транзитных" стран и подтвердил необходимость разнообразия маршрутов его экспорта. В настоящий момент экспорт российского газа идет через территорию стран-транзитеров, поэтому некоторые заявления и действия правительств этих стран не могут не вызывать опасений в Европе".

Характерен в этой связи такой штрих: в ходе Санкт-Петербургского саммита G8 в июле этого года российская сторона предложила возложить на Украину 100-процентную ответственность за срыв транзита газа в случае, если она не сможет накопить необходимые его объемы в ПХГ. Но это предложение было фактически отклонено. Стало быть, сохраняется вероятность

любых политически окрашенных действий против России, если возникнут проблемы с газовым транзитом через Украину, да и не только через нее.

С одной стороны, зарубежные попытки "сыграть" на транзитных разногласиях России с Белоруссией, Украиной и Молдавией неоднократно предпринимались и будут предприниматься. Но с другой - регион Евросоюза почти на 40 процентов зависит от поставок именно российского газа, и, по многим прогнозам, этот показатель в ближайшие годы наверняка увеличится до 50 процентов. Чтобы избежать "транзитных эксцессов", европейский бизнес вместе с российским участвует в реализации проектов Североевропейского (Трансбалтийского) газопровода, продления "голубого потока" через северо-западную Турцию на Балканы и Восточную Европу. Эти артерии, подчеркнем, напрямую выведут российский газ в европейское зарубежье, минуя своенравные, а зачастую и политически нестабильные страны-транзитеры. Но по очевидным экономическим причинам полностью отказаться от транзитных артерий невозможно. Поэтому достижение транзитных и ценовых компромиссов со странами западного региона СНГ, активные попытки которого возобновятся уже осенью, - не только в интересах России.

Что касается Белоруссии, позиция Минска в вопросе доступа "Газпрома"

в белорусскую газотранспортную систему была бескомпромиссной: это наша суверенная собственность, которая не вправе обмениваться на гарантии низкой экспортной цены российского газа. Правда, в ходе последнего раунда переговоров наметились легкие "подвижки". Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский на днях заявил, что "создание белорусско-российского газотранспортного совместного предприятия с участием "Белтрансгаза" и "Газпрома" возможно до конца 2006 года в рамках реализации рыночной схемы сотрудничества". По его мнению, "схема совместной добычи, хранения и перекачки природного газа заслуживает пристального внимания". Вдобавок, президенты России и Белоруссии в ходе недавних встреч обсуждали варианты доступа Минска к нефтегазовым месторождениям в России. Но окончательное решение этого вопроса намечено на конец текущего года, а значит, риски для получателей российского газа сохраняются.

На Украине и в Молдавии, напомним, совместные с Россией газотранспортные предприятия уже созданы, что наряду с урегулированием ценовых вопросов стабилизировало и поставки газа этим странам, и его транзит в Европу. Хотя заметим, что тема пересмотра газовых договоренностей в Киеве остается популярной, и дать прогноз действий нового кабинета министров Украины в этом направлении вряд ли кто-либо сейчас возьмется. Остается рассчитывать, что такой же вариант будет все-таки согласован в российско-белорусских отношениях, тем более что политические риски его торпедирования здесь, по понятным причинам, отсутствуют.

Экономика Отрасли Нефть и газ Поставки нефти и газа в Беларусь