Если в первом полугодии 2005 года средний доход 10 процентов наиболее обеспеченных россиян превышал средний доход 10 процентов наименее обеспеченных наших сограждан в 14,8 раза, то в первом полугодии 2006 года этот коэффициент увеличился до 14,95.
Для чего существует государство? Кроме обеспечения национального суверенитета и поддержания правопорядка, оно в любой стране мира выполняет (конечно, в разной степени) перераспределительную функцию: за счет налогов, собранных с корпораций и богатых физлиц, поддерживает социально незащищенные слои. Благодаря этому сглаживаются потенциальные общественные волнения, маргинализация населения не превышает минимальных значений и, в конечном счете, подавляющее большинство людей имеют шанс подняться вверх по социальной лестнице. Если бы не эта конфигурация, то не было бы и современной экономики, в которой основным двигателем стала интеллектуальная активность.
Теперь понятно, почему я возьму на себя смелость предложить в качестве важнейшего показателя эффективности работы государства как раз степень его влияния на формирование различий в уровне жизни. Где же наше государство недорабатывает, несмотря на непрекращающийся приток нефтяных и других сырьевых денег? Среди 10 процентов наших наименее обеспеченных граждан (а это более 14 миллионов человек) больше всего представлены одинокие неработающие пенсионеры и супружеские пары неработающих пенсионеров, не попавшие в счастливые ряды льготников. Эти люди не получают никакой помощи со стороны (например, от собственных детей) и живут только за счет пенсии. Ее средний размер не достигает и 3 тысяч рублей в месяц. Из этих денег нужно заплатить за квартиру - даже с учетом жилищной субсидии отдай 18 процентов дохода, купить лекарства - пенсионер-нельготник и даже ветеран труда не имеют никаких льгот по их приобретению. К счастью, проезд на городском и внутрирайонном общественном транспорте для пенсионеров, как правило, бесплатен. А если телевизор сломался или надо обувь починить? А если из дома выйти уже нет сил и нужна посторонняя помощь, которая далеко не всегда бесплатная? Поэтому без заначки на "черный день" жить страшно. Что же остается на текущее пропитание? В лучшем случае 1,5 тысячи рублей или 50 рублей в день. На эти деньги можно выжить лишь за счет бросовой картошки, самого дешевого хлеба и молока, расфасованного не в привычные уже бумажные пакеты, а встречающиеся еще кое-где допотопные целлофановые мешочки.
Отношение средней пенсии к средней зарплате опустилось до 25 процентов
Теперь про индексации пенсий. Официальные данные говорят: все последние прибавки быстро съедаются инфляцией. За первое полугодие этого года средняя пенсия выросла на 8 процентов, увеличение индекса потребительских цен - на 6,2 процента. И это притом, что для малообеспеченных индекс роста цен выше, чем средний показатель по экономике. Ведь корзина товаров и услуг, потребляемых бедными семьями, совсем другая, чем в целом по экономике. Так, по весьма осторожному признанию Алексея Кудрина, в прошлом году инфляция для самых бедных превысила 12 процентов при 10,9 процента в среднем по стране. Альтернативные оценки говорят не о 12, а о, по крайней мере, 15 процентах. И еще один факт: отношение средней пенсии к средней зарплате продолжает снижаться и опустилось до 25 процентов. Напомню, что рекомендованный Международной организацией труда норматив - не ниже 40 процентов.
К сожалению, среди 10 процентов наименее обеспеченных россиян есть и несколько миллионов работающих людей. Это, например, молодая учительская семья, успевшая обзавестись одним ребенком. Давайте и тут вместе посчитаем. Две учительские зарплаты, даже если к ним прибавляется доплата за классное руководство, это в самом хорошем случае не более 10 тысяч рублей. Если есть собственная квартира, то на ее содержание надо отдать 1,5-2 тысячи рублей. Общественный транспорт, даже в небольшом городе, может отнять не меньше 200-300 рублей в месяц на каждого. Детский сад для ребенка - не меньше, если повезет. А одеться-обуться? Ходить на работу в школу, к детям, к их родителям требует хотя бы минимального гардероба. Хорошо бы иметь в доме телевизор, музыкальный центр, книги, хоть какую-то мебель... Да и в отпуск хотелось бы всей семьей куда-нибудь съездить. И снова в сухом остатке на еду остается очень и очень немного. Особенно ущемлены взрослые - ведь ребенка всегда хочется чем-нибудь побаловать, например, куском мяса, свежими фруктами, конфетами.
А как же индексации бюджетных зарплат? Здесь все почти так же, как и с пенсиями. Инфляция очень быстро забирает, по крайней мере, все прибавки.
Конечно, среди 10 процентов самых бедных немало и социального дна: бомжи, наркоманы, просто опустившиеся люди. Тут государство ничего сделать не может, кроме как налить тарелку супа и дать место в ночлежке. Но предлагаю контраргумент: и среди тех слоев, которые соседствуют с анализируемыми нами 10 процентами, немало тех, кто не ощущает в своей повседневной жизни плоды выгодной внешнеэкономической конъюнктуры. Достаточно указать на то, что не менее чем у 70 процентов российских семей нет сбережений. Поэтому мне приходится с сожалением констатировать, что наше государство все еще недостаточно эффективно выполняет свою социальную функцию.
Что же делать? Программа действий вытекает из постановки проблем. Во-первых, надо выплачивать одиноким неработающим пенсионерам и отдельно проживающим супружеским парам неработающих пенсионеров специальное федеральное пособие, размер которого (рассчитанный индивидуально) позволил бы обеспечить возможность приобретения достойного продуктового набора. Это пособие может иметь и неденежный характер, наподобие специальных талонов, которые можно в магазинах обменять только на определенный круг продуктов питания. Во-вторых, стоит рассмотреть недавнее предложение минздравсоцразвития о предоставлении возможности получения бесплатных лекарств не только льготникам, но и, по крайней мере, малообеспеченным пенсионерам. В-третьих, пора, наконец, перейти от точечных повышений зарплат в бюджетной сфере (в частности, медперсоналу "первичного звена" и "скорой помощи") к целенаправленному увеличению доходов в увязке с давно назревшими реформами здравоохранения, образования и культуры.
Всю подготовительную работу можно было бы провести в этом и следующем годах с тем, чтобы политический цикл, начинающийся весной 2008 года, был наполнен глубоким социальным содержанием.