Новости

08.08.2006 03:00
Рубрика: Экономика

Гонки по вертикали

Москвичей поставили перед выбором: платить за лифт или ходить пешком

Многие, узнав про предстоящие новые расходы, даже не удивились: уже год как власти города морально готовят собственников к тому, что по новому Жилищному кодексу теперь придется им за свой счет, а не городу, содержать дома, в которых приватизировано более 80 процентов квартир. Корреспондент "РГ" решил выяснить, правда ли, что лифт из обычного средства передвижения москвичей по вертикали рискует стать роскошью? Как-никак одна такая домашняя "машина" с доставкой до дверей квартиры стоит от одного до полутора миллиона рублей.

В профильном департаменте жилищно-коммунального хозяйства подобной новости удивились:

- Никаких распоряжений на этот счет пока не получали, - сообщила "РГ" пресс-секретарь Марина Орлова. - Однако уже в начале 2007 года, когда в многоквартирных домах всем горожанам придется выбирать управляющие компании, скорее всего, действительно одним из первых встанет вопрос о дополнительных расходах на замену лифтового оборудования, так как сейчас в городе каждый шестой лифт нуждается в замене.

Но решать, как, с кем и по какой договорной схеме рассчитываться за обслуживание и замену общего имущества, к которому относится и лифт, решать на общем собрании самим жильцам дома.

Сергей Блохин, начальник отдела перспективного развития Городского центра жилищного страхования Москвы, был откровеннее. Он пояснил, что хотя слухи об их замене за счет жильцов пока преувеличены, но все же имеют под собой вполне реальный повод для размышлений. Это постановление правительства Москвы N 391 "О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах", в конце июля вступившее в силу. Этот документ дает право любому москвичу хоть завтра застраховать свой лифт. Причем за весьма умеренную плату: от 13 до 32 рублей с квартиры в месяц.

- Если по новому законодательству собственники "несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме", то как раз страхование поможет разрешить многие проблемы жильцов, - сказал Блохин. - Но на аварийные дома и жилье, подлежащее сносу и реконструкции, страховка не распространяется.

И утешил:

- Ничего страшного в этом новшестве нет, так как страховка добровольная и действует примерно так же, как давно существующая в Москве страховка квартир.

Сценарий стандартный: в роли страхователя будет выступать управляющая компания, которую назначат жильцы. Если выберут "знакомый с детства" ДЕЗ, то значит, ДЕЗ как страхователь будет обращаться в городской центр по жилищному страхованию за возмещением ущерба. Если лифт сожгли или сломали вандалы, то 60 процентов средств на его восстановление выплатят страховые компании - из денег, собранных с собственников квартир, а 40 процентов добавит правительство Москвы - из городского бюджета.

Москвичи тем не менее недоумевают: зачем тратить лишние 30 рублей, если в городском бюджете имеется отдельная строка на капитальный ремонт лифтов вплоть до 2008 года включительно?

Как сообщили в ГУП "Мослифт", который обслуживает 57 процентов столичных домов, - бюджетные деньги идут только на капремонт лифтов, к тому же их, как всегда, не хватает. Ни модернизация, ни замена сожженных лифтов в эти статьи расхода не входят. ДЕЗы же пока страхуют лифты лишь как опасные производственные объекты, то есть на случай, если в лифте пострадает человек. Сама "машина" не страхуется.

К чему это приводит? К примеру, с начала года в Москве сожгли 22 лифта, а это в среднем 22 миллиона рублей. Несложно догадаться, что больше половины этих лифтов пока не заменили: ищут деньги. Говорят, ходить пешком полезно. А что же делать, когда нужно грузить мебель или подниматься вверх инвалидам и маленьким детям?

Экономика ЖКХ