08.08.2006 02:00
    Поделиться

    Образовательным кредитом пользуются не более трех процентов российских студентов

    В этой связи интересны результаты исследования Независимого рейтингового агентства "Рейтер", изучавшего стоимость обучения в московских институтах и университетах. Выяснилось, что самым дорогим вузом по специальности "менеджмент и экономика" является МГИМО (249,4 тысячи рублей за год обучения), на втором месте - Госуниверситет - Высшая школа экономики (234,8 тысячи рублей), далее - Финансовая академия при правительстве РФ (180,8 тысячи). Любопытно, что негосударственная Российская экономическая школа готова учить этой модной специальности за деньги не намного меньшие (119,4 тысячи рублей). По специальности "машиностроение" самым дорогим, по версии "Рейтер", оказался Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина (65 тысяч рублей), а наиболее доступным - Московский государственный индустриальный университет (33 тысячи). По специальности "газовая и нефтехимическая промышленность" лидирует Московский государственный университет им. Ломоносова (124,1 тысячи рублей), а замыкает рейтинг Московская государственная академия тонкой химической технологии (28 тысяч рублей).

    Показательно, что к идее платного обучения население постепенно адаптируется. Исследование, проведенное недавно в рамках проекта "Мониторинг экономики образования" фондом "Общественное мнение" совместно с Минобрнауки России и Росстатом, показало, что из российских семей, имеющих детей от 4 до 22 лет, 57,4 процента готовы в случае необходимости потратиться на образование (в Москве - 89 процентов семей). Но доходы большинства из них не позволяют оплачивать учебу детей в престижных заведениях из-за слишком высоких цен.

    Если наложить существующие цены за учебу на реальные доходы, то мы увидим, что подавляющую часть населения, прежде всего из российских сел, малых и средних городов, придется безоговорочно отнести к категории неплатежеспособных. Абитуриенты из таких семей поставлены перед выбором: поступать в вуз с менее дорогим и не столь качественным обучением или попытаться каким-то образом найти средства для того, чтобы приобрести образование, сулящее в будущем достойную и высокооплачиваемую работу.

    До появления образовательного кредита эта дилемма для многих была неразрешимой. Коммерческое образовательное кредитование зародилось в России в 2000 году, когда Сбербанком был утвержден порядок предоставления займов физическим лицам на оплату их обучения в учреждениях, зарегистрированных на территории РФ. Размер кредита достигал 90 процентов стоимости учебы. Срок его действия варьировался от 1 года до 11 лет и включал льготный период на время обучения в вузе. Процентные ставки - 18-19 в рублях, или 10-13 в валюте. Следом за Сбербанком образовательные кредиты на подобных же условиях стали выдавать и другие банки. "Жесткие условия предоставления займов - высокий процент, необходимость предоставления залога или поручительства делали эти схемы кредитования маловостребованными, - считает ректор Госуниверсита - Высшей школы экономики, председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам интеллектуального потенциала Ярослав Кузьминов. - Студент, взявший кредит, сразу по окончании вуза должен ежегодно выплачивать банку семь-восемь тысяч долларов, что возможно только при стартовой зарплате в полторы-две тысячи долларов в месяц. Для начинающего специалиста - мираж. В результате за шесть лет за деньгами на учебу к банкам обратилось лишь несколько тысяч россиян. Чтобы кредиты стали по-настоящему востребованными, оптимальная ставка в российских условиях не должна превышать 6-7 процентов".

    По мнению экспертов, основной причиной, по которой не снижаются процентные ставки образовательных кредитов, а банки не спешат включать их в пакет услуг, является отсутствие государственных гарантий кредиторам. Начальник отдела розничного бизнеса одного из воронежских банков в доверительной беседе назвал займы на обучение "наиболее рискованными": "Во всем мире гарантом по таким ссудам выступает государство. Если заемщик не возвращает долг, он погашается из бюджета. На наш взгляд, закон должен возложить на государство не только заемные гарантии, но и частичное субсидирование процентных ставок". По свидетельству банкира, в том же Воронеже кредиты на обучение готовы взять примерно четверть нынешних абитуриентов. Сейчас они предпочитают занимать деньги на так называемые неотложные нужды - процент там пониже.

    Ассоциацией российских банков с участием специалистов Высшей школы экономики был подготовлен проект федерального закона "Об образовательных кредитах". Законопроектом предполагалось субсидирование процентной ставки, делавшее возможным доведение ее до уровня не выше ставки рефинансирования за вычетом двух процентов, и погашение кредита государственными или муниципальными органами в случае потери трудоспособности заемщика или при условии отработки им определенного срока. В сентябре 2005 года законопроект был внесен в Госдуму, но без поддержки правительства не был представлен к рассмотрению.

    Гарантами выплат кредиторов в принципе могли бы быть и частные фирмы. Первый подобный эксперимент в 2004 году начали Российская экономическая академия им. Плеханова и компания "Крейн", представившие новую концепцию образовательного кредита "Кредо". Ее суть в том, что компания предоставляет займы до 25 тысяч долларов без поручительства и залога, однако при прежней процентной ставке в 10 процентов годовых в валюте. К тому же выбор абитуриента ограничивается восемнадцатью вузами Москвы и Санкт-Петербурга и очной формой обучения. На коллегии минобрнауки отмечался в качестве главного недостатка программы "Кредо" слишком короткий срок возврата кредита - равный продолжительности обучения. На днях компания согласилась удвоить этот срок, о чем объявил ее генеральный директор Михаил Матросов. Он отметил такой факт: больше половины обратившихся в компанию за образовательными кредитами - иногородние абитуриенты.

    Эксперты допускают, что при более широком распространении подобной схемы такого рода кредитов стоимость образования в стране будет медленно расти, но, пожалуй, не быстрее инфляции. В то же время есть основания ожидать роста качества образования: учащиеся на заемные деньги станут относиться к процессу получения знаний более ответственно. К тому же потенциал студентов может подрасти и за счет того, что в вузы наряду с богатыми смогут больше поступать абитуриенты из провинции - без толстого кошелька, но с несомненными способностями и желанием учиться.

    Поделиться