Новости

08.08.2006 03:59
Рубрика: Общество

В кассу с контрактом

Текст: Петр Положевец (главный редактор "Учительской газеты")

Федеральная служба государственной статистики  сообщила, что за шесть лет заработная плата в образовании выросла в пять раз и составила в  марте 6183 рубля. Радоваться этому или плакать? Министр образования и науки Андрей Фурсенко в связи с этим уже  заявил: "Мы рассматриваем повышение уровня оплаты труда как одну из приоритетных задач по повышению качества предоставляемых образовательных услуг". Половине учителей  денег хватает только на питание и товары первой необходимости. Около четверти российских педагогов получают не более  3 тысяч рублей в месяц. Разрыв между зарплатой педагогов в разных регионах несколько лет тому  назад составлял 14 раз, теперь всего 4.  В прошлом году больше всех получали  учителя Ямало-Ненецкого автономного округа - 26 658, 7 рубля в месяц, меньше всего в Дагестане - 3660, 8 рубля. Москва и Санкт-Петербург - где-то посредине.

Все последние пятнадцать лет государство словно обязало учителя жить по принципу "бедность - не порок". Из школы ушли в коммерческие структуры

сильные преподаватели. В педвузы, за редким исключением, поступают те, кто не смог больше никуда попасть. Кто из выпускников идет в школу? Кто никуда не смог устроиться. Школу во многом пополняют люди, недостаточно образованные и способные, чтобы учить наших детей. Последствия этого "неблагоприятного отбора кадров", мы ощутим через 10-15 лет, но тогда будет поздно.

За что учителю сегодня платят? За количество часов. Чем больше у него уроков, тем больше он получает. Официальная ставка - 18 часов. Но около половины учителей страны имеют по 36 часов в неделю. Каждый день - по шесть уроков. Где уж тут взять силы на работу над собой, так называемое самосовершенствование?

Теперь вопрос другой: за что учителю надо платить? Вроде бы за то, чтобы он качественно учил наших детей и занимался их воспитанием. Тогда урок не должен быть основной единицей измерения учительского труда. Потому что есть еще и подготовка к уроку, внеклассные занятия, дежурства, работа с родителями.

Можно было бы исходить при определении зарплаты от стандарта педагогической деятельности, как учитель с ним справляется, но его пока нет. Формирующееся педагогическое сообщество, может быть, когда-нибудь его и разработает.

Александр Адамский, член Общественной палаты, считает, что оценивать учителей и платить им зарплату можно по типу программы, по которой они работают. Учишь детей по стандартной программе - получай зарплату равную стоимости потребительской корзины в регионе. Если учитель усовершенствовал образовательную программу, он может рассчитывать на 12-15 тысяч рублей. А если работает по авторской программе, то будет иметь 20-25 тысяч. Депутат Мосгордумы и педагог Евгений Бунимович по этому поводу заметил: у нас будет столько авторских программ, сколько в стране учителей, каждый хочет получать больше. Разработчик авторской программы - совсем другая профессия, чем учитель.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов ратует за установление так называемого эффективного контракта. По его мнению, государство в лице субъекта Федерации должно платить учителю зарплату, которая составила бы 100-150 процентов от средней по отраслям экономики региона. Педагог при этом начинает работать как учитель полного дня.

Частью контракта должно стать восстановление системы профессиональной морали, этики и взаимоконтроля. Об этом должно подумать педагогическое сообщество. Потому что сейчас многие равнодушны к общему делу, закрывают глаза, все спускают друг другу. Такой контракт также предполагает постоянное обновление знаний по собственному предмету.

Может ли пойти государство на установление эффективного контракта? Кузьминов утверждает, что может. В следующем году, по расчетам ВШЭ, валовой внутренний продукт составит 1,1 триллиона долларов. При бюджете образования 50-55 млрд., а это 5% от ВВП, учитель смог бы получать достойную зарплату. При этом Кузьминов считает, что ее размер должен быть от 12 до 30 тысяч рублей.

Две региональные системы оплаты труда, которые внедрены в Санкт-Петербурге и Тюмени, при всей своей революционности, по сути, не отказались от традиционной методики оценивания учительского труда. Учителю продолжают платить за урок, добавляя различные коэффициенты. В Питере до прошлого года губернаторские надбавки превышали оклад педагога почти на 300 процентов. Валентина Матвиенко предложила ввести все эти надбавки в оклад и сделать их гарантированными. Рассчитывая минимальный оклад, оттолкнулись от прожиточного минимума. К нему есть целая система повышающих коэффициентов: за специфику работы (все учреждения образования поделены на 5 групп), за стаж и квалификацию, за ученую степень и почетные звания, которые существуют в системе образования. Что касается Тюмени, то здесь оплачивают труд учителя, исходя из стоимости "педагогической услуги" - один час преподавательской работы с одним учеником. Тут тоже есть повышающие коэффициенты: за сложность предмета и категорию. Категорий - три, а все предметы поделены на четыре группы. В первой: русский язык, литература, иностранный, математика, 1-й класс начальной школы. Преподаватели этих предметов получают 15-процентную надбавку. Во второй группе: история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия. Эти предметы "стоят" дополнительных 10 процентов. На 5 процентов тянут предметы третьей группы: право, экономика, технология. А вот астрономия, физвоспитание, изо, музыка, черчение и ОБЖ стоимость "одного ученикочаса" не увеличивают. Деление, на мой взгляд, достаточно спорное. Настораживает другое. В Тюмени стало невыгодно иметь классы по 25 человек и менее. Невыгодно отправлять преподавателей на курсы повышения квалификации, в командировки. Невыгодно держать работников, имеющих ученую степень, почетные звания, государственные награды.

И тем не менее не все так плохо. Сам факт, что губернаторы и ученые, экономисты и сами учителя пытаются решить проблему достойной оплаты педагогического труда - обнадеживает. Да, идеальная формула расчета еще не найдена. Но сегодня очень важно, чтобы на всех уровнях власти наконец поняли: наставники наших детей должны быть сыты, обуты и одеты. Ведь чему может научить ребенка голодный и униженный человек? Ответ давно известен - читайте классику.

Общество Образование Национальный проект "Образование" Реформа образования