Такой эксперимент проделали со своим героем авторы фильма "Клик: с пультом по жизни". Идея альтернативной судьбы в американской кинокомедии не нова. Машина времени вернет назад в будущее, мистер Судьба сделает богатым, бог - всемогущим. Фантастический сюжетный посыл может быть любым, конечный вывод всегда плюс-минус одинаков: на самом деле, все в твоих руках, только не будь эгоистом или рохлей и обязательно цени самое главное - свою семью.
В "Клике" архитектору Майклу Ньюмену (Адам Сендлер) инфернальный человек - ангел (Кристофер Уокен) подсунул универсальный пульт, вещицу в хозяйстве незаменимую. Мало того, что чудо техники все включает и открывает, оно еще у орущих домочадцев убирает звук, проматывает докучные повседневные мелочи, типа мытья в душе и исполнения супружеских обязанностей.
Разумеется, герой входит во вкус и перескакивает через целые периоды своей жизни. "Клик!" - и миновали годы унизительного, трудоемкого продвижения по службе. Майкл - партнер в фирме, он богат, отвратительно толст, жена (Кейт Бэкинсейл) открыто сожительствует с другим, дети выросли не такими, как хотелось бы, умер престарелый отец, так и не дождавшийся сыновнего внимания.
Одним словом, комедия. Из Адама Сендлера в силиконовых накладках получился толстяк не хуже, чем из Эдди Мерфи в "Чокнутом профессоре" или Гвинет Пэлтроу в фильме "Любовь зла". Может быть, кому-то преображенные таким способом кинозвезды кажутся смешными - дело вкуса.
Что касается вкуса, американская комедия в последние годы твердо стоит на позициях: юмор должен быть, скажем так, доступен и, по возможности, утробен.
Режиссер "Клика" Фрэнк Корачи этих позиций не сдал. Так, герой останавливает мгновение, чтобы дать в морду шефу, врезать сопернику по причинному месту или снять с него штаны. А главное комедийное блюдо в "Клике" - собаки, которые с годами в семействе Ньюменов, естественно, сменяют одна другую. Неизменным остается общее для каждой пристрастие - пристраиваться с известной целью к большой игрушечной утке. Майкл Ньюмен, докликавшись до своей смерти, раскаялся и вернулся в исходную точку обогащенный глубоким пониманием смысла жизни. Он посмотрел на собаку, привычно оседлавшую многострадальную утку, и изрек: "Ну, ладно, годы пролетают быстро. Наслаждайся!"
У "Клика" есть два безусловных достоинства. Первое: мысль о том, что человек мало-помалу превращается в придаток к телевизионному пульту. Второе: отличный возрастной грим.