09.08.2006 01:55
    Поделиться

    Правозащитные организации опасаются претензий со стороны налоговиков

    Как распорядиться деньгами спонсора и не привлечь к себе внимание налоговой службы

    Людмила Алексеева | Я считаю, что это попытка уничтожить организацию, которая помогает гражданам обращаться в Страсбургский суд в ситуации, когда наша судебная система не справляется с обязанностями справедливого, беспристрастного суда

    Российская газета | У налоговых служб есть свои аргументы, они ссылаются на то, что один из грантодателей не входит в утвержденный правительством перечень организаций.

    Алексеева | Действительно, такие перечни существуют, какие-то фонды в них входят, а какие-то - нет. Но я исхожу из другого: само включение в налоговый кодекс решения собирать налог на прибыль с организаций, у которых ее заведомо нет, - абсурдно. НКО же не казино. Это как если бы с пионеров из "Тимура и его команды", вскопавших бабушке грядку, взыскивать налог на прибыль. Центр содействия международной защите помогает людям готовить документы в Страсбургский суд, почему они должны платить с этого налоги? Получая грант, НКО отчитываются за каждую копейку - что потрачено на содержание офиса, телефонные разговоры, поездки, бумагу, приобретение техники. У нас не пропадают миллиарды, как в госструктурах.

    Подготовила Елена Яковлева

       комментарий

    В СМИ не умолкает дискуссия: не слишком ли налоговики глубоко копают и не начало ли это экономического давления на неудобные власти правозащитные организации.

    В пресс-службе Федеральной налоговой службы (ФНС) "РГ" пояснили, что в Межрегиональной общественной организации "Центр содействия международной защите" была проведена плановая налоговая проверка за период с 1 января 2002 года до 31 декабря 2004 года (в соответствии со статьей 89 части первой Налогового кодекса РФ). И 17 июля налогоплательщику вручен акт выездной налоговой проверки. Решение по результатам рассмотрения этих материалов будет вынесено позже. От более подробных комментариев налоговики воздержались, поскольку вопрос пока "в стадии разработки". В ответ правозащитники направили свои возражения, так что сейчас идут "бои местного значения", и пока неизвестно, чем они закончатся.

    Но эта ситуация, безусловно, нервирует другие некоммерческие организации (НКО), которые по старой российской привычке опасаются, что в любой момент им тоже могут "постучать в дверь". Насколько обоснованны их тревоги? Юристы, с которыми консультировалась корреспондент "РГ", склоняются к тому, что претензии налоговиков вполне могут быть обоснованны, если они предъявлены за период деятельности до принятия последних поправок в главу 25 Налогового кодекса РФ. С 2002 года до лета 2005 года с грантов, связанных с защитой прав человека, надо было платить налог на прибыль. Однако год назад вступила в силу новая редакция 25 главы НК. И теперь, действительно, такие гранты освобождают от налога на прибыль.

    Дело в том, что до 1 января 2002 года налог на прибыль платили только те, кто занимался коммерческой деятельностью. И все общественные организации, в том числе и правозащитные, были автоматически освобождены от этой "обузы". С января 2002 года поправки в Налоговый кодекс обязали платить налог на прибыль все организации. Впрочем, некоторые гранты все-таки вывели из налогооблагаемой базы. Но только с 1 июля, то есть полгода спустя, были внесены поправки, которые конкретизировали ситуацию. И, наконец, дано определение, что такое грант, не учитываемый в налогооблагаемой базе. Одно из условий - грантодатели обязательно должны войти в специальный список, который утверждает правительство. Все вроде расставлено по своим местам. Но список грантодателей появился лишь в конце года. Таким образом, редкий грант, полученный в 2002 году, может "пролететь" мимо налоговой инспекции. Ведь организации не стояли на месте, работали, получали гранты, а "правила игры" оставались нечеткими. Юристы, близкие к правозащитным организациям, считают, что сегодня налоговики вполне могут этим воспользоваться.

    В свою очередь, их коллеги "общей практики" подчеркнули, что закон един для всех. И если "для кого-то делать исключение, то получается, что права других дискриминируются". Кроме того, юристы объяснили: когда появился список "разрешенных" грантодателей, ничто не мешало организациям провести ревизию своих грантов, выяснить, какие из них все-таки попали под налогообложение, и рассчитаться с государством по полной программе. Мало того - они могли бы инициировать обращение в Конституционный суд и отменить несправедливое, на их взгляд, законодательство. При этом юристы напомнили недавнюю статью в "РГ", в которой рассказывалось, как один пенсионер через Конституционный суд поправил два закона РФ. Есть еще один вариант - опротестовать налоговые вычеты. Как объяснили юристы, если вовремя не были приняты необходимые документы для исполнения закона, то для суда это считается "смягчающим обстоятельством". Немаловажно и другое обстоятельство. Например, по конкретному грантодателю уже заключены международные соглашения, допустим, Россия и США "договорились", что гранты такого-то фонда не облагаются налогом. Но в российский правительственный список он не вошел. В данном случае, утверждают специалисты, приоритет отдается международному соглашению.

    В то же время все опрошенные "РГ" юристы согласны, что глава 25 НК нуждается в совершенствовании. Сейчас в ней нечетко прописано положение об определении доходов и особенно расходов - какие считать документально подтвержденными, экономически обоснованными для сокращения налоговой базы по налогу на прибыль. Из-за этого часто возникают проблемы.

    Что касается взимания налога на прибыль с грантов по новой редакции 25 главы, введенной год назад, то и здесь есть несколько условий. Об этом "РГ" рассказала замруководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства общественной организации ОПОРА России Юлия Духнина. Так, статья 251 главы 25 НК действительно содержит перечень доходов налогоплательщика, которые не учитываются при определении налоговой базы. В частности, к таким относится имущество, полученное в рамках целевого финансирования, в том числе в виде грантов. "Но не любые денежные средства или иное имущество признаются грантом, - подчеркнула юрист. - Чтобы не возникало налога на прибыль, должны быть соблюдены определенные требования, установленные НК". Еще раз напомним о них. Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах. Во-вторых, перечень грантодателей утверждается правительством РФ. В-третьих, средства должны идти на определенные цели - осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения. Здесь выделены направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез. Это также касается программ, связанных с охраной окружающей среды, защитой прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. Входят в "реестр" безналоговых грантов и те, что предоставлены на проведение конкретных научных исследований. И наконец, в-четвертых, такие гранты "предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта". И, если следовать этим правилам, то есть шанс избежать "наезда" налоговиков, уверены юристы.

    Чьи гранты освобождены от налога на прибыль?

    Постановление Правительства РФ о перечне таких иностранных и международных грантодателей было принято 24 декабря 2002 года (N923).

    Первоначально в нем было 88 грантодателей. Среди них - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Комиссия Европейских сообществ, Международное агентство атомной энергии, Фонд имени Фридриха Эберта (ФРГ), Фонд Форда (США), Неправительственная организация "Защита природы" (США), Международный институт социальной истории (Нидерланды)...

    Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 года ("РГ", N 24) добавило в список еще четырех грантодателей:

    Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (Швейцария), Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (Швейцария), Фонд Фольксваген (Германия), Организацию Черноморского экономического сотрудничества (Турция).

    Полный список организаций, чьи гранты освобождены от налога на прибыль

    Поделиться