Российская газета | Валерий Павлинович прошел год с момента назначения Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области. Почувствовали ли вы себя за этот год хозяином Нижегородской области?
Валерий Шанцев | Хозяин - это человек, который принимает решения и отвечает за них. Должность губернатора требует определенных полномочий, а мне, откровенно говоря, их было маловато. Поэтому я обратился в Законодательное собрание, которое наделило и губернатора, и правительство области целым рядом дополнительных полномочий. Договорился и с главами местного самоуправления о том, чтобы часть труднореализуемых своих полномочий они передали добровольно в область.
Вообще говоря, без земли, денег и градостроительной политики область развивать было нельзя. Сейчас мы все это получили, и у меня есть инструмент для развития. А без инструмента нельзя. Не случайно же моя фамилия Шанцев...
РГ | Какие нестандартные ходы, помимо ипотеки и помощи бюджетникам, будут использованы при реализации национального проекта "Доступное жилье"?
Шанцев | Прежде всего, надо предложить рынку большее количество жилья - ведь любая финансовая схема ориентируется на рыночную ситуацию. Поэтому сейчас мы готовим необходимые условия для того, чтобы в 2007 году увеличить строительство жилья в полтора раза, а к 2010 году - в два раза. Решается эта задача непросто, тем более что база для жилищного строительства заложена плохая. В первом полугодии текущего года объемы строительства жилья у нас снизились. Кое-кто пытается объяснить это тем, что, мол, пришло новое правительство, натянуло на себя одеяло - и вот результат. Но давайте задумаемся: если дом надо сдавать в первом квартале 2006 года, его надо было заложить как минимум в четвертом квартале 2004 года. Почему же не заложили? Потому что для этого нужно было оформить весь комплект документов, а их нет. Люди годами бегают, суетятся, а начать строить так и не могут. Мы сейчас с этой ситуацией и разбираемся: делаем актуализацию генерального плана, которой не было, параллельно запустили около 30 проектов детальных планировок микрорайонов Нижнего Новгорода, без которых жилье просто нельзя строить. Я не могу себе позволить, чтобы областной центр развивался хаотически. Нам предстоит поставить жилищное строительство на новый организационный поток: чтобы от заявки инвестора до начала строительства проходило не более трех месяцев, а не три года; чтобы инвестор располагал всеми правоустанавливающими документами, и его затраты не были бы признаны незаконными; чтобы жители, попадающие под расселение, расселялись не инвестором, подчас силовыми методами, а властью. Для этого мы и создали министерство жилищной политики.
Кроме этого, мы занимаемся строительной индустрией - приводим в чувство домостроительные комбинаты. На территории области есть месторождения компонентов для производства цемента, щебня, гравийной смеси, песка - будем все это производить на месте. Рассматривается также возможность производства лифтов на территории Кстова.
РГ | Наша область всегда имела репутацию региона с развитым научно-техническим потенциалом. Очень много говорилось в последние годы о необходимости инноваций - в том числе и теми, кто не до конца понимал суть этого явления. На ваш взгляд, способна ли инновационная деятельность привести к прорыву в нижегородской экономике?
Шанцев | Скажу так: если мы не займемся этим - нас ждет погибель на мировом рынке, особенно в свете вступления в ВТО. Если наша продукция не будет носить инновационного характера, она никому не будет нужна. Ведь инновация - это либо создание нового продукта или услуги, которых нет ни у кого, либо модернизация старых продуктов и услуг через новые решения. Если раньше мы говорили о поддержке инновационных проектов, то теперь наша задача - создать инновационный уклад в экономике, создать серию таких законов, правил, нормативных актов, чтобы заниматься инновационной деятельностью было наиболее выгодно. Мы - один из немногих регионов, в которых принят и действует закон об инновационной деятельности, в стадии согласования находится закон о грантах губернатора и правительства на наиболее передовые решения в области науки и техники. Особо поддерживаем тех, кто предлагает полный цикл от фундаментальных исследований до промышленной серии инновационных продуктов или услуг. Мы тратим бюджетные деньги на создание технопарка в Дивеевском районе, бизнес-инкубатора в Нижнем Новгороде, разрабатываем проект технопарка в областном центре. Даже ключевое министерство у нас так и называется - промышленности и инновационной деятельности.
РГ | Не предполагается ли комплексного решения по освобождению городских территорий от промышленных предприятий - по аналогии с укрупнением нижегородских автопредприятий? Зачастую дорогая городская земля занята либо дымящими корпусами, либо простаивающими производственными мощностями.
Шанцев | Эта работа напрямую связана с актуализацией генплана и проектами детальных планировок. Огульного подхода здесь нет и быть не может - вопрос по каждому предприятию рассматривается индивидуально. Тем более что мы не можем просто так изъять у предприятия землю, находящуюся в бессрочном пользовании, тем более что некоторым нижегородским заводам по сто с лишним лет. Если понадобится, мы будем выкупать землю и реализовать там те проекты, которые послужат развитию города. Именно для этого правительству и требовались полномочия в области градостроительной политики. Раньше ведь у нас не было ни областного архитектора, ни архитектурно-планировочного управления - только 28 городских архитекторов и 48 районных, никак друг с другом не связанных. Теперь будем заниматься этими вопросами в комплексе.
РГ | 17 июля Священный Синод РПЦ принял решение об открытии в закрытом Сарове мужского монастыря. Интересно, советовалась ли церковная власть с властью светской при принятии этого беспрецедентного решения?
Шанцев | Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с церковью. Я думаю, что монастырь - учреждение еще более закрытое, чем город Саров. Мы специально строили объездную дорогу так, чтобы монастырь оставался в покое. Поэтому нахождение в закрытом городе закрытого монастыря никак не повлияет на вопросы режима.
РГ | Областное правительство уделяет значительное внимание развитию въездного туризма. Окажет ли реализация этих программ значительное влияние на уровень жизни нижегородцев?
Шанцев | Программа по развитию туризма разработана и ждет утверждения на заседании правительства. Мы делаем так, чтобы наиболее дорогие маршруты - Большое Болдино, Городец, Хохлома - попали на российские туристические карты и договариваемся по этому поводу с Москвой. Для чего? Во-первых, туризм - это отдельная отрасль экономики, способная приносить солидную налоговую базу. Во-вторых, любой туризм развивает инфраструктуру - вынуждает поддерживать в нормальном состоянии музеи, театры, рестораны, гостиницы, транспорт, дороги. Нижегородская область долгое время была закрытой для иностранных туристов, поэтому о нас мало знают за рубежом, а следовательно - боятся. Даже с этой точки зрения мы должны расширять присутствие здесь российских и иностранных граждан, развивать деловой туризм, чтобы люди видели условия для бизнеса, видели действия власти. Без предварительного ознакомления с местными условиями ни один серьезный производитель в регион не придет.
РГ | А вы, будучи москвичом, решились бы на турпоездку в Нижегородскую область?
Шанцев | А почему бы и нет? Я сюда приезжал и тогда, когда не был губернатором.
РГ | Сегодня в области выделяется немало средств на реконструкцию спортивных сооружений - бассейнов, трамплинов, спортзалов. Это вынужденная мера в связи с их ветхим состоянием или установка на возрождение массовой физкультуры и спорта?
Шанцев | Если говорить об инфраструктуре, то многие объекты действительно построены в 30-50-е годы по старым нормативам и технологиям и требует реконструкции, если мы хотим их использовать. Тренировка на трамплине, не имеющем сегодняшних характеристик, кончится тем, что спортсмен, приехав на чемпионат Европы или мира, просто не сможет прыгать. Имея такую славную спортивную историю и традиции, стыдно не иметь хорошей базы. Поэтому, если говорить о трамплине, мы не только реконструируем старый, но и будем строить новый, 120-метровый, с тем, чтобы крупные соревнования по прыжкам и двоеборью проводились в Нижнем Новгороде. То же и с бассейнами - периодически появляются новые технологии очистки воды, новые строительные и отделочные материалы.
Наконец, по площади и пропускной способности спортивных объектов наша "столичная" Нижегородская область занимает одно из последних мест в Приволжском федеральном округе. Это заставляет нас трудиться. Мною принято решение о выделении в 2007 году 700 миллионов рублей из бюджета на строительство новых спортивных объектов, в том числе 517 миллионов - на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. За оставшееся до 2010 года время мы хотим построить более 50 сооружений- все трехзальные, с административным зданием, где будет работать около тридцати спортивных секций, с футбольным стадионом с искусственным покрытием, с хорошими раздевалками, с бассейном, с аквапарком для маленьких ребятишек. На таком комплексе можно заниматься любым видом спорта - от мини-футбола до единоборств. Там же будут хореографические, тренажерные и учебные классы. И даже маленький кинотеатр и помещение для дискотеки - с тем, чтобы это был не только спортивный, но и культурный центр. Сегодня у нас в каждом районе области до 80 тысяч человек в возрасте до 25 лет, которым негде проводить свой досуг. Поэтому спортивное строительство - и вынужденная мера, и большая программа по внедрению здорового образа жизни.
РГ | Ощущаете ли вы различие в работе в Москве и Нижнем Новгороде, и есть ли необходимость в дальнейшей реорганизации аппарата губернатора и правительства?
Шанцев | Аппарат, как правило, модернизируется под конкретные задачи. Если завтра появятся какие-то новые программы или национальные проекты, а у нас для этого не будет специалистов, - конечно, придется что-то решать. Что же касается административной работы, то, когда я пришел сюда губернатором, я ощутил, что работаю в другой стране. В Москве были совершенно иные возможности и совершенно иные формы и методы работы. В условиях рынка все определяется финансовыми ресурсами. Если в Москве на одного человека приходится 55 тысяч рублей бюджетного дохода в год, то здесь - 10 тысяч. При этом потребности у людей совершенно одинаковые.
В Москве рыночная экономика действует не только в сфере предпринимательства, но и в городском хозяйстве. Там за деньги можно через казначейство приобрести ремонт дорог, фасадов, поликлиник. Мы этого себе позволить не можем - у нас нет денег. Поэтому нам приходится крутить башкой. Мы должны гораздо больше работать. Прожиточный минимум, как известно, утверждается по часовым поясам, а мы находимся близко к Москве. При этом средняя зарплата отличается в несколько раз. Поэтому каждый работающий у нас может прокормить только двух иждивенцев, тогда как в Москве - четверых. Отсюда, кстати, и разница в рождаемости...
РГ | Валерий Павлинович, год назад вы говорили, что для реализации ваших намерений понадобится минимум два губернаторских срока. Как по сегодняшнему ощущению - хватит ли десяти лет?
Шанцев | Конечно, не хватит. Потому что большой прирост бюджетной обеспеченности дает только большая налоговая база. Налоговая база - это большие инвестиции, а большие инвестиции - это длительный срок их освоения. Одно дело - построить завод с капитализацией в миллион долларов, и совсем другое - миллиард. Во втором случае все идет гораздо дольше, но зато на выходе получается налоговая база как минимум в 500 миллионов долларов. Чем больше будет модернизировано существующих производительных сил и построено новых, тем богаче будет область и каждый ее житель. И только при этом условии будет в полной мере реализована идея самоуправления.
В самом деле, как могут "самоуправляться" люди, из которых половина не имеет прожиточного минимума? Они все время ждут помощи от власти. Я, находясь в экономически развитых странах, постоянно задаю такой вопрос: у вас люди хорошо живут потому, что у вас самоуправление, или у вас самоуправление потому, что люди хорошо живут? И мне всегда дают второй вариант ответа. Люди удовлетворяют все свои потребности на собственные средства, без помощи власти, а объединяются на территории поселка лишь для того, чтобы общие проблемы этого поселка решать в полном согласии, как они хотят. А когда людям не хватает зарплаты, чтобы прожить месяц, они уже не думают ни о самоуправлении, ни о соседе - они думают о себе.
Человек един - его нельзя разделить на "федерального", "регионального" и "муниципального". Поэтому нам, представителям ветвей власти, нужно не разъединяться, а соединяться, чтобы обслуживать интересы этого человека. И глав муниципальных образований целесообразно не выбирать, а назначать. Такой порядок следует установить вслед за отменой выборов губернаторов. Нынешняя ситуация такова, что отсутствие прямых выборов вполне оправданно.