Вчера в полдень на собрании клуба было официально объявлено о роспуске команды. Игрокам и тренерам теперь придется подыскивать для себя новые места работы.
Итак, в следующем сезоне примут участие в Супер-лиге 19 команд. "Мы надеялись, что "Спартак" выживет, выплывет, и вчера утром была встреча с бизнесменами, на которой окончательно решалась судьба команды, но никаких результатов она не принесла, - сказал Владислав Третьяк. - Мы получили письмо от руководства "Спартака", в котором они подтвердили, что не смогут обеспечивать финансирование команды для выступлений в следующем сезоне".
В этом году "Спартак" не будет принимать участие ни в какой лиге. Однако по просьбе Бориса Майорова если через год будут найдены средства, то "Спартак" включат не в Супер-лигу, а в Высшую лигу, то есть лигу рангом ниже. Это решение было принято единогласно.
Таким образом, "Спартак" исчезает, но не исключен такой вариант, что он может вернуться.
Болельщики "Спартака" весьма бурно отреагировали на это известие. Тысячи проклятий услышал в свой адрес один из главных виновников сложившейся ситуации - руководитель Фонда поддержки "Спартака" Игорь Шабдурасулов.
За долгое время руководства клубом он так и не сумел найти достойного спонсора для столь известного клуба. По его словам, в последние годы в инфраструктуру было вложено довольно много денег, большая часть из которых ушла на ремонт Дворца спорта и строительство тренировочного катка. Причем сумма называлась просто заоблачная. А вот судьба команды, несмотря на все громкие слова о желании ее спасти, была практически предрешена. Но вот главную задачу фонд не выполнил - "Спартак" как минимум на год прекратит свое существование. Сейчас из команды ушли многие юные перспективные игроки, так что если через год команда и возродится, то своих талантливых воспитанников в ней почти не будет.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ |
Прославленный коллектив прекратил свое существование.
За подробностями корреспондент "РГ" обратился к человеку, очень близкому к проблемам клуба - президенту "Кубка "Спартака" Гелани Товбулатову, который в критической ситуации старался приложить все усилия для спасения команды.
Российская газета | Гелани Аптиевич, неужели произошло самое худшее?
Гелани Товбулатов | К сожалению, это факт, который был подтвержден. На собрании команды это озвучил Игорь Шабдурасулов - он главным образом занимался спасением этой ситуации. Но я не знаю, почему он так и не смог ни с кем договориться. Думаю, не все попытки предприняты, не все возможные ходы исчерпаны, не все сделано. До сих пор я не мог активно участвовать в разрешении этой кризисной ситуации, так как мне было сказано: есть договоренность, вопрос прорабатывается.
РГ | И что вы будете сейчас делать?
Товбулатов | Несмотря на то что это вроде бы окончательное решение, я не хочу с этим мириться. У меня все равно назначена встреча с Шабдурасуловым. С сегодняшнего дня собираюсь использовать все возможности для того, чтобы найти партнеров, изыскать средства - как в России, так и за рубежом.
РГ | Получается, что после гибели 9 июля в авиакатастрофе генерального директора клуба Вадима Мелькова пропали все партнеры, все бизнесмены, с которыми он вел переговоры?
Товбулатов | Да никто в глаза не видел этих партнеров! Я уже тогда, с первых дней, говорил - это какая-то темная история. Ну как такое могло произойти?! Вспоминаю 1989 год. Не было ни денег, ни порядка, но мы взяли и организовали "Кубок "Спартака" - соревнование, может быть, не самого высокого ранга. Но это нужно было - для поклонников любимой команды, для самих хоккеистов, для общения, для удовольствия наконец!
РГ | А как теперь, кстати, с вашим турниром, ведь он запланирован на август?
Товбулатов | Какой может быть "Кубок "Спартака", если нет самого "Спартака"! Но все-таки я оптимист по натуре. Надеюсь, несмотря на все трудности, турнир мы проведем. Завтра вылетаю в Киев - договариваться с украинской командой. Но, выходит, будем говорить не только о Кубке.
РГ | Вы сказали, будете искать деньги не только в России, но и за границей. В том числе в ближнем зарубежье?
Товбулатов | Конечно. Я удивляюсь: Москва задыхается от денег, не знает куда их девать! Ведь есть национальные проекты, ставятся конкретные задачи. И ни один человек не нашелся, чтобы спасти "Спартак". Я считаю, это очень серьезный удар по престижу российского спорта. Как мы может выиграть Олимпийские игры или другие соревнования, когда одна из легендарных, любимых в России, брендовых, как сейчас говорят, команд прекратила свое существование...
РГ | Но вы, Гелани Аптиевич, человек, который знает, как привлечь средства!
Товбулатов | Предполагал, что этим вопросом занимаются серьезные солидные люди. Готовился к своему "Кубку"... До сих пор не понимаю, как такое могло случиться! Вот сейчас Мадонну привезли - заплатили за один концерт три миллиона! На нее находятся деньги, а чтобы лицо страны сохранить - спасти "Спартак" - денег нет.
РГ | Что думают по этому поводу ветераны - Вячеслав Старшинов, Александр Якушев? Наверное, им в страшном сне не приснилось бы, что клуба не будет?
Товбулатов | Все ошарашены. Мы уже всем писали письма - мэру Москвы Лужкову, спикеру Госдумы Грызлову, осталось Путину только написать. Но ведь не президент России должен решать такие вопросы. Стыдно к нему даже обращаться. Хотя ведь он говорит: надо поддерживать спорт, знаменитые клубы, ветеранов. "Спартак" - одно из самых ярких явлений в жизни нашей страны. Собирали полные трибуны, болели, переживали. Когда называли фамилии Старшинов, Майоров, весь зал вставал и аплодировал. И сегодня уважают. А где еще простой человек может отдохнуть душой, получить заряд положительных эмоций? Как можно все это потерять?
РГ | И все-таки есть возможность сделать ситуацию обратимой?
Товбулатов | Буду пытаться. Я надеюсь, что если мы в течение двух недель найдем деньги, исполком Федерации хоккея пойдет навстречу.
РГ | Знаю, что в последние дни в Сокольниках перед стадионом собираются болельщики, негодуют по поводу финансового краха любимой команды...
Товбулатов | Мы с ними встретимся, поговорим - может, прямо на улице, может, на стадионе... Наверное, можно прожить без Третьяковской галереи, без Большого театра, а Пушкинский музей превратить в казино. Наверное, можно и без хоккейного "Спартака" обойтись, а на месте Дворца спорта "Сокольники" соорудить офисный центр богатой иностранной компании... Но так мы вернемся - наши сердца, души - в первобытное состояние!
КОМПЕТЕНТНО |
Александр Якушев,
двукратный чемпион, игрок "Спартака" 60-70-х гг.:
- Это можно назвать катастрофой, трагедией. Я до сих пор не верю в то, что произошло. В первую очередь это удар по многотысячной армии болельщиков "Спартака". Если игроки и тренеры смогут найти себе новые команды, то болельщики остались ни с чем. Если честно, я не верю, что в таком городе, как Москва, невозможно было найти по сути небольшие деньги, чтобы спасти команду. Речь-то идет о пяти миллионах долларов. Скорее всего, причина краха команды - это амбиции нескольких людей, которые не смогли все сделать вовремя. В течение этого года мы будем продолжать искать предпринимателей, готовых вернуть "Спартак" в элиту мирового хоккея. Но при этом, даже если "Спартак" вернется в высшую лигу, все равно команда окажется отброшенной на несколько лет назад. Создать коллектив с нуля очень сложно, и, даже если в ней будут играть хорошие хоккеисты, это не гарантирует, что они сразу смогут вернуть "Спартак" в Суперлигу. Остается только жить надеждами.