Первый фильм в первый день "Кружение в пределах кольцевой" (режиссер Рамиль Салахутдинов) - серьезное кино.
Жизнь в большом городе закупорена, словно сдавлена невидимыми бандажными скрепами. Никто не волен из нее выскочить - ни стар, ни млад, ни бомж с бизнесменом, ни заказчик с подрядчиком. Все обусловлены обстоятельствами и ходом самой жизни. Мегаполис на экране - несознательный хищник, который заглатывает всe новые пространства вместе с их полями, лесами болотами и всей обитающей там живностью. Город равняет природу и прожевывает ее подземными коммуникациями, застраивает домами-сотами не слишком разнообразной конфигурации.
Людей в этой закавыченной реальности великое множество, все они несчастливы, но в отличие от Облонских, Карениных и Левиных несчастливы почти что одинаково. На бизнесмена "наехали" налоговики с подачи конкурента. Жена предпринимателя не понимает его производственных трудностей, потому что у нее свои трудности - ей одиноко и нечем заняться. Телеведущий, что соединяет в прямом эфире разлучников, разъединился с женой по обоюдному согласию. Не было бы счастья, да несчастье помогло: дочь оказалась наркоманкой, и эта беда их объединила.
Есть проблемы и у бомжа с окраины, который свое болото как кулик хвалит. Он - бомж-натуралист, почти фенолог, каждый год наблюдает, как прилетают утки, откладывают яйца и не успевают из них вылупиться утята, как налетает местное воронье и сжирает их подчистую.
Картина снята в стилистике питерского кино с характерным для нее вниманием к подробностям окружающей среды. И если прибавить, что молодой кинорежиссер - человек, догадавшийся с умом и талантом родиться в России, да еще пройти профессиональную выучку у Алексея Германа и Светланы Кармалиты, то легко представить, что за кино у него получилось.
Фильм Салахутдинова задал конкурсной программе достаточно высокую планку. И она не была снижена в следующих двух показанных на фестивале лентах. Картину "977/Девять семь семь" молодого режиссера Николая Хомерики зрители могли увидеть и оценить в рамках последнего ММКФ. И герои этого фильма - ученые и их подопытные люди-кролики оказались в замкнутом пространстве некоего эксперимента. Они бьются о стены, за которыми новое измерение реальности. Дано ли им в него прорваться?.. Авторы, возможно, тешат себя надеждой, что их фильм является искомым новым измерением "977".
Герои "Маяка" (режиссер Мария Саакян) закупорены в пространстве узнаваемой, но непонятной войны, где беженцы, словно птицы, "взлетели, а сесть не успели" (строчка из стиха, сочиненного главной героиней фильма). Сюжет взят в рамку двух пластических мотивов. В начале - плотные стаи белокрылых птиц на темном фоне; в конце - светлое небо переполняют чернокрылые перелетные птицы-беженцы.
Как выясняется, молодые кинематографисты сегодня - не самые большие оптимисты. По их версии, реальность испещрена воронками и водоворотами, в которые то и дело затягиваются людские массы, научные коллективы и отдельные человеки.
Если подряд смотреть такое кино, то возникает ощущение, что жизнь - это одна черная дыра.
Впрочем, попробуем остаться оптимистами. Фестивальная программа только разогналась. На лицах режиссеров, операторов и актеров обнадеживающие улыбки. По ходу фестиваля весело справляются дни рождения памятных фильмов - 20 лет "Курьеру" и "Храни меня, мой талисман", 25 лет "Пловцу", 30 лет "Восхождению" и 40 - "Вертикали".
Нам есть что вспомнить. А о том, на что мы можем надеяться, узнаем по окончании фестиваля.