Место, куда переедет автовокзал, выбрано не случайно. Дело в том, пояснили корреспонденту в Департаменте транспорта и связи, что 1800 из 2500 междугородных автобусов, которые принимает в день Москва, следуют именно к станции "Черкизовская". Именно там расположен крупнейший в городе рынок, куда устремляются многие потенциальные как продавцы, так и покупатели. В результате большая часть из 10 тысяч ежедневных автобусных пассажиров оказываются на приспособленных временных пунктах приема и отправления автобусов, ставших в начале девяностых годов конкурентами единственному в городе автовокзалу.
Тем, кто попадает в автобус, приходящий к самому автовокзалу на Щелковской, везет немногим больше. Те же теснота и убогий сервис. Да и доехать туда не меньшая проблема - из-за обилия огромных автобусов на Щелковском шоссе вечные пробки.
"На новом автовокзале все будет иначе, - рассказал корреспонденту "РГ" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Автобусы будут прибывать к транспортному узлу, связанному двумя подземными и одним наземным переходом с самим автовокзалом, а также с подземкой и пассажирской платформой на Малом кольце железной дороги. Благодаря этому у пассажиров появится выбор: кто-то поедет домой на метро, кто-то на электричке, кто-то пересядет на собственное авто, оставленное перед поездкой в паркинге - его строительство на 3600 мест предусмотрено в составе терминала. А гости столицы при желании смогут остановиться тут же, в мотеле - его планируется построить на 200-250 мест".
В целом же автовокзал, по словам автора проекта Владимира Лабудина из архитектурной мастерской "Киселев и партнеры", станет частью многофункционального комплекса, в который войдут также перехватывающая автостоянка, кафе, рестораны и торговля. Ну а для того, чтобы город мог побыстрее окупить затраты на строительство (оно будет вестись на бюджетные деньги), предусмотрена офисная часть для сдачи помещений в аренду. Разместится автовокзал в трех уровнях, один из которых подземный, расположенный под трассой Четвертого транспортного кольца. Вот почему, как заметил Юрий Лужков, важно как можно быстрее начать его возведение - чтобы не задерживать строительство самой новой магистрали, которое отсюда, с востока города, и началось в этом году.
Тем не менее закрывать действующий автовокзал, пока не построен новый, нельзя. Поэтому на первом этапе решено хотя бы вывести со Щелковской отстойник, на котором ежедневно ночуют по 500 автобусов. "Это очень болезненный вопрос для жителей районов, прилегающих к станции метро "Щелковская", - рассказал корреспонденту "РГ" префект Восточного административного округа Николай Евтихиев. - Для того чтобы они сейчас не задохнулись от бензиновых выхлопов, город вынужден держать вокруг автовокзала санитарно-защитную зону. Но 31 пятиэтажка оказалась прямо внутри нее. Это дома сносимых серий, но снести их город не может, так как квартиры их жителям надо давать по закону города Москвы примерно на этой же территории. А строить по санитарным нормам на ней нельзя. В общем, получается замкнутый круг". Выход из ситуации нашли транспортники из НИиПи Генплана Москвы вместе с префектурой. Они предложили пробить дальше на 800 метров 2-й Иртышский проезд и проложить по нему дорогу автобусам на новый ночлег, который разместится в промзоне. Там они уже никому не помешают. К тому же этот отстойник будет находиться буквально по соседству с новым терминалом. Таким образом, власти убьют сразу двух зайцев. С одной стороны, вывод автобусов позволит им сократить в два раза санитарно-защитную зону и начать снос "хрущоб", а с другой - немедленно существенно разгрузить Щелковское шоссе. "Сам же автовокзал, войдя, как корабль, в эту часть города, которой здесь так не хватает архитектурных акцентов, еще и украсит столицу", - считает Владимир Лабудин.