Однако все не так просто. Во-первых, расходование бюджетных средств регламентировано приказом минобрнауки, который устанавливает направления расходования этих средств. Это приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизация материально-технической учебной базы, а также повышение квалификации и переподготовка педагогических работников. Во-вторых, самостоятельно, но в рамках указанных направлений образовательное учреждение может заключать договор "на приобретение товаров, работ и услуг" только на сумму, не больше 60 тысяч рублей. И таких договоров может быть сколько угодно, естественно в пределах миллиона. А что можно купить на 60 тысяч рублей? Два компьютера, медиапроектор? Но школы, которые выиграли по миллиону - не простые, а "инновационные", и скорей всего компьютерный класс и медиапроектор у них есть.
А что же нужно? Нужна мебель по росту, оборудование для спортзалов и спортинвентарь, нормальные душевые и столовые, методическая литература и современные библиотеки. Хорошая современная библиотека потребует не менее полумиллиона рублей. Еще полмиллиона - на методическую библиотеку и на современное оснащение библиотеки. И еще. Необходим ремонт помещений, нужна копировальная техника, канцтовары и многое другое "по мелочам". Все эти нужды не придуманы: это результаты бесед с учителями школ Москвы и Московской области, а также других регионов. Конечно, не все из них претендовали на миллион. Для многих из тех, с кем я беседовала важно "привести школу в порядок", "отопление наладить". Компьютерный класс - недостижимая мечта, а компьютеры и множительная техника для работы педагогов - мечта запредельная. На мой вопрос "А если бы получили этот миллион?", почти все отвечали, что "заморачиваться" с 10-15 договорами сложно, проще передать этот миллион той структуре, которую организует Управление образования, и которая "будет проводить конкурс, тендер, анализировать котировки" и т.д. То есть делать все то, что предусмотрено регламентирующими документами. Я понимаю, что к расходованию бюджетных средств нужно относиться ответственно и бережно, что регламентирующие документы - закон для любого руководителя, но учтены ли в них реальные нужды реальных школ или это среднестатистическое распределение, которому не соответствуют многие школы. Спрашивали ли директоров "Как они хотели потратить этот миллион?". Думаю, нет, иначе регламентирующие документы могли бы быть другими. В своем нынешнем виде эти документы "как бы" разрешают школе решать все вопросы самостоятельно, а с другой стороны, "недоверие, оно всегда недоверие, в любой форме" (это не моя фраза, ее сказал директор районной школы в Ставропольском крае). Почему "как бы"? Кто же будет делить миллион на 15 договоров (но надеюсь, кто-то будет), ведь действительно проще передать миллион и получить то, что приобретут по тендеру, сверив котировки. Будет ли это то, что нужно конкретно школе, будет ли это наилучшим (т.е. самым эффективным) вложением денег? Не уверена, как показывает опыт экономической деятельности разных структур, и тендер, и котировки - это та форма расходования бюджетных средств, которая очень редко бывает эффективной для покупателя.
В результате работ незаинтересованной структуры, школа, скорее всего, получит еще один и, возможно не самый лучший, компьютерный класс или комплект спортивного оборудования с тренажерами, с которыми неизвестно как работать. И будет в школе еще один компьютерный класс, эффективность использования которого в учебном процессе - большой вопрос. И будет спортивное оборудование в спортзале без душевых и тренажеры, к которым подростков нельзя подпускать.
Резонный вопрос - если бы я была директором, как бы я потратила миллион, учитывая все требования регламентирующих документов?
Если б я была директором (при условии, что у меня в школе есть компьютерный класс), я потратила бы лоты по 60 тысяч рублей на хорошую методическую библиотеку. А на оставшиеся средства организовала бы постоянно действующий в течение года семинар для педагогов, работающих с дошкольниками, учителей начальных классов, основной и средней школы, для психологов и логопедов. Я бы провела с ними тренинг и определила приоритеты школьной работы. Провела бы цикл практических занятий по использованию компьютеров и медиапроекторов в учебном процессе. Потому что есть-то они есть, а вот как их правильно использовать? И еще, если бы было можно по статье "модернизация материально-технической учебной базы" - я бы привела в порядок спортзалы и купила нормальный качественный спортивный инвентарь и обязательно построила душевые. Согласитесь, заниматься физкультурой до седьмого пота, а потом идти на математику - не приятно.
По моим наблюдениям, современные хорошие (инновационные) школы технически неплохо оснащены. Не хватает только умения эффективно работать и еще больше не хватает знаний о ребенке, о его развитии и особенностях, о том, как эти особенности совместимы с инновациями, с постоянно растущим объемом знаний в разных областях. Однако среди тех, кто отвечал на мой вопрос, ни один директор не собирался тратить хотя бы часть средств на переподготовку своих педагогов. Надеюсь, моя выборка была непрезентативна.
Подготовила Мария Агранович