Новости

15.08.2006 02:10
Рубрика: Происшествия

SOS на мысе Лопатка

Трагедия с камчатским катером была предопределена

Камчатская транспортная прокуратура предъявила обвинение капитану затонувшего катера "Дава". По версии следствия, причиной затопления катера является перегруз судна. На момент выхода судна в рейс на борту находились 20 человек, из которых 5 членов экипажа и 15 пассажиров, а также не менее 45 тонн груза. Загрузка и крепление судна капитаном не контролировались.

Находясь в рейсе, судно удалилось от берега на расстояние более пяти миль. Вместе с тем, согласно техническим характеристикам, пассажировместимость судна составляет 11 человек, грузоподъемность - 25 тонн и допускается максимальное удаление от берега на расстояние не более трех морских миль.

Со дня трагедии на востоке Камчатки прошел ровно месяц. Теперь уже всем известны характеристики прогулочно-спасательного катера "Дава" Р4006УМ, которое принадлежало частному предпринимателю. Катерок, отпахавший неполных 40 лет, был длиной всего 24,5 и шириной 5,26 метра. Говорят, на нем не было даже необходимых инструментов и посуды, все развинчено и разболтано. Однако навьючили на этого "ишака" столько, что иллюминаторы скрылись под водой.

Как экипаж собирался преодолевать на катере опасный мыс Лопатка? На авось понадеялись? Как "Даву" вообще выпустили в море? Когда судно отправляется в плаванье, оно подвергается проверке множества служб (точнее сказать, должно подвергаться). Являясь маломерным, ПСК "Дава" было зарегистрировано в ГИМС ГУ МЧС по Камчатской области. Как оказалось, сотрудники этого ведомства не несут ответственности за выход судна в столь плачевном состоянии. Они лишь проводят техосмотр, выдают судовой билет, в котором указывается район плаванья, количество людей на борту, грузоподъемность судна... Иначе говоря, ГИМС дает рекомендации для безопасного плаванья. Выполнит ли капитан эти требования - его личное дело. Так гласит Кодекс торгового мореплавания.

Последнее техническое освидетельствование ПСК проводилось сотрудниками ГИМС 21 июня 2006 г ода.

Выполнение требований инспекции маломерных судов, как выяснилось – личное дело капитана

- Я заснул в 5 утра, а в 10 проснулся, когда судно село на мель в бухте Русская, - вспоминает один из членов экипажа Алексей Сафронов. - Все говорили: мол, нужно дернуться назад. Так и сделали. Но это не помогло. Пришлось ждать прилива. Вода подошла только в 17 часов. В бухте Русская людей с "Давы" предупредили о шторме. Все говорили о том, что на катере проблемы с крышкой редуктора. Но капитан успокаивал - в Октябрьском станем на ремонт, у него там все схвачено. Когда вышли из бухты, капитан Бойцов предложил мне встать за штурвал, показал, как надо водить, командовал: "Лево руля! Право руля!". Вроде получалось. Мне даже интересно было, - продолжает Алексей. - Потом все легли спать. Сквозь сон я услышал шорох, посмотрел вниз, вижу - механик Евгений Бойцов (племянник капитана) гидрокостюм достает. Вскоре все узнали, что катер тонет. Паники не было. Раздали спасательные круги. Стали "выравнивать" судно, перебегая то на левый, то на правый борт через кают-компанию. Опасаясь, что судно, уходя на дно, затянет с собой, люди стали прыгать в воду: кто в жилете, кто в круге.

Помощь двух пароходов, чудом оказавшихся рядом с местом трагедии, трудно переоценить. Рыбаки, по сути, делали все, что могли, только бы помочь тонущим.

Но многим спастись не удалось - ледяная вода, ветер, волны... Кого-то ударило о борт, некоторые до сих пор лежат в больнице с пневмонией.

На борту ПСК было шесть гидрокостюмов - использован только один; шесть кругов находились под контейнером, рядом с бочками, еще два - на рубке. Было также 5-6 жилетов и один - у капитана под кроватью. Народ (как минимум, 15 пассажиров и 5 членов экипажа) даже не знал, что где брать, ведь положенный инструктаж не проводился. По данным транспортной прокуратуры, количество спасательных средств было рассчитано на 12 человек.

Как только стало известно о крушении судна, затонувшего неподалеку от Петропавловска, Ульяна Вострикова сразу почувствовала неладное. Она не знала названия судна, на котором должен был находиться ее брат Евгений. Приятели подтвердили: он на "Даве". Среди спасенных, доставленных судами "Сивинд" и "Капитан Сергеевский", Евгения не оказалось. Впрочем, как и среди погибших. Ничего определенного о его судьбе невозможно узнать и по сей день. Кто-то говорит, что в последний раз его видели в рубке. Вместе с Сергеем Демченко он пытался дать сигнал SOS...

А дальше были бесконечные звонки дежурному МЧС, который твердил одно: "Ждите, поиски ведутся".

- Так я звонила несколько дней, - рассказывает Ульяна Вострикова, - пока меня не осенила мысль - никакие поиски не ведутся!..

Тогда встал вопрос о поднятии судна или хотя бы о работе водолазов. Но сотрудники МЧС ответили однозначно: "На Камчатке вообще нет соответствующей техники". Поразительно, ведь речь идет о главном рыбацком крае, где работают тысячи судов и даже есть подводные лодки! Недавняя нашумевшая история с батискафом, как видно, никому не стала уроком…

- Когда я добивался облета района крушения, в МЧС меня спросили: "А кто за это будет платить?", - делится А. Литвишко, отец Ильи, который считается пропавшим без вести. - Все, кто остался жив ночью 14 июля, спаслись сами.

Родные, арендовав соответствующую технику, пытались искать пропавших. Никого не обнаружили. В районе гибели судна были спущены на воду венки...

Короткий период времени, называемый путиной, на Камчатке год кормит. Это время не использует только ленивый. Молодые парни и взрослые, опытные рыбаки, отправившиеся на катере в Крутогорово, шли не воровать. Они хотели заработать деньги своими руками, но поверили некомпетентным людям. Владимир Бойцов - так зовут того, кому доверились люди, находившиеся на ПСК "Дава" в ночь с 13 на 14 июля. На прошлой неделе капитан после выписки из больницы был задержан, опрашиваются очевидцы, выясняется судьба шести человек, пропавших без вести. Личность одного из них не установлена до сих пор. Бойцову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц). Следствие по делу продолжается.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Власть Право Транспортное право Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Камчатский край Петропавловск-Камчатский Кодекс торгового мореплавания