В проекте бюджета-2007 расходы выросли на четверть

Вчера эти документы были представлены минфином. По раскладу ведомства Алексея Кудрина, доходы федерального бюджета в будущем году составят 6,965 триллиона рублей, расходы - 5,463 триллиона рублей.

Напомним, что основные показатели бюджета-2007 в минфине пересчитывали несколько раз. Последнюю правку внесли буквально на днях, из-за того что в конце прошлой недели минэкономразвития представило уточненный прогноз социально-экономического развития на 2007 год. В нем, в частности, была повышена прогнозная цена на нефть - с 58 до 61 доллара за баррель, а темпы роста ВВП увеличены с 5,9 до 6 процентов. В результате были увеличены и доходные, и расходные статьи бюджета. А по сравнению с нынешним годом расходы вырастут на 26,3 процента.

При этом планируется, что больше денег дадут регионам - в местные бюджеты будет направлено больше чем в этом году почти на 40 процентов. И, вероятно, это вполне соотносится с правительственными планами стимулировать развитие регионов, о чем заявлял на недавней встрече с президентом вице-премьер Александр Жуков.

Будут увеличены расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Больше чем на треть увеличатся расходы на образование, здравоохранение и спорт, получит дополнительные деньги и культура.

Заметим, что накануне представления бюджета-2007 Алексей Кудрин обещал, что зарплаты бюджетников с января прошлого года до декабря следующего вырастут с учетом инфляции в 1,5 раза.

С учетом пожеланий своих коллег и депутатов минфин расщедрился и на инвестиции. На поддержание национальной экономики в 2007 году будет выделено денег почти на половину больше, чем в нынешнем. Как уже сообщала "РГ", в рамках "нулевого" чтения бюджета депутатам и минфину удалось договориться о выделении дополнительных средств на строительство федеральных и местных дорог, развитие воздушного транспорта и метро.

В будущем году получат хороший шанс национальные проекты - на них будет выделено 206,3 миллиарда рублей, а это на 54,3 процента больше, чем в этом году. Причем наибольший объем средств направят на поддержку здравоохранения и образования. А стипендии для студентов увеличатся с сентября 2007 года в 1,5 раза.

Впрочем, очевидно, что все эти цифры не окончательные. К концу августа бюджет будет направлен в Госдуму, тогда и развернутся главные баталии по поводу финплана на 2007 год. Однако, как предупреждают эксперты, темпы роста расходов в проекте бюджета-2007 года уже существенно превышают рост ВВП, и потому вести речь об их дальнейшем наращивании неблагоразумно.

С этой позицией согласны и в ведомстве Алексея Кудрина. Глава минфина не раз предупреждал об опасности роста так называемых непроцентных расходов бюджета, по сути всех тех денег, которые государство вкладывает в "социалку". В "Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2007 год, представленных одновременно с проектом бюджета, эти опасения звучат с новой силой и подкрепляются цифрами. По подсчетам минфина, даже при планируемом объеме рост таких расходов существенно опережает темп поступлений в казну - они прибавят 17,1 процента, или составят 17 процентов ВВП, тогда как доходы в реальном выражении увеличатся всего на 4,7 процента.

В 2007 году, прогнозирует минфин, главными стимуляторами экономического роста станут увеличение потребительского спроса и инвестиции в основной капитал. Причем сыграют роль не только государственные инвестиции. Заработают финансовые механизмы - и впервые за семь последних лет приток капитала в страну превысит их отток.

Однако дальше против российской экономики начнет работать "нефтегазовый фактор". "Экономика и денежно-кредитная сфера по-прежнему в значительной степени зависят от динамики цен на нефть", - констатируется в направлениях бюджетной и налоговой политики на "трехлетку". Еще год назад, строя прогнозы на 2007 год, исходя из прогноза цен на нефть на уровне 35 долларов за баррель, минфин рассчитывал на инфляцию в размере 6,5-7 процентов, а курс рубля надеялся поднять на 3,7 процента. Но в свежем прогнозе нефть стоит уже 61 доллар за баррель, а инфляционный "коридор" расширен до 8 процентов, и курс рубля уже растет на 4,8 процента. "Средняя цена" доллара при таких темпах укрепления национальной валюты составит в 2007 году 26,5 рубля.

Но дальше нефтяные цены, уровень добычи нефти и ее экспорт станут падать, и, как ни странно, ничего хорошего нашей экономике это тоже не принесет. Темпы роста ВВП в 2007 году снизятся, предупреждают специалисты, - с ожидаемых в этом году 6,6 процента они откатятся до 6 процентов. И в последующие три года доля доходов по отношению к ВВП будет постепенно сжиматься - с 22,6 процента в 2006 году до 22,3 процента в 2007 году и 19,2 процента на завершающем этапе "трехлетки".

Однако минфин в очередной раз предлагает собственный способ лечения "нефтезависимости". Алексей Кудрин уже не раз заявлял о целесообразности подсчета "ненефтяного бюджета". Вот и в основных направлениях бюджетной политики на "трехлетку" он предлагает ввести "дополнительные механизмы, ограничивающие прирост непроцентных расходов федерального бюджета". В частности, предлагается закрепить уровень расходов как долю к ВВП либо установить фиксированный размер использования нефтегазовых доходов к ВВП. А в прессе между тем уже появились сообщения о том, что окончательно и бесповоротно это намерение минфин собирается продвигать, внося поправки в Бюджетный кодекс.

Есть и еще одно важное новшество, впервые озвученное в направлениях бюджетной политики. В этом документе минфин предлагает закрепить президентскую инициативу о создании фонда будущих поколений. В нем будут аккумулироваться нефтяные доходы, а впоследствии их могут инвестировать в проекты, которые смогут принести в долгосрочной перспективе достаточно высокий доход. В будущем, считают в минфине, ими можно было бы замещать сокращающиеся доходы от экспорта нефти. Ведь уже в 2009 году баррель нефти будет стоить не 61 доллар, а всего 48.

Причем наиболее значительно в этих условиях будет снижаться в бюджетных доходах доля налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Так, если в 2006 году доля этих налогов составит, по предварительным оценкам, почти 50 процентов, то к 2009 году она ужмется до 30,8 процента. А стабильные и растущие поступления в казну будет обеспечивать НДС. В среднем за три года темпы его роста НДС выйдут на уровень 17,9 процента, а к 2009 году он будет обеспечивать более 40 процентов всех бюджетных поступлений.

Стоит ли говорить, что о дальнейшем снижении налоговой нагрузки в таких условиях речи не идет. Нынешний уровень налогов минфин считает вполне приемлемым и отмечает, что он уже ниже, чем в большинстве развитых стран. А желание облегчить налоговое бремя, предупреждают специалисты, чревато бюджетными неприятностями. Впрочем, взамен предпринимателям предложена альтернатива - ставка делается на улучшение налогового администрирования. И это, надеются в минфине, будет способствовать выводу бизнеса из тени. Так, с 2007 года, напоминают специалисты, будет введен заявительный характер возврата НДС экспортерам, а с 2008 года НДС можно будет рассчитывать не ежемесячно, а поквартально. Уже в 2008 году это решение позволит предприятиям увеличить свои ресурсы на 260 миллиардов рублей. 

   КОМПЕТЕНТНО

Евсей Гурвич,
руковдитель экономической экспертной группы:

- Согласно проекту доходы федерального бюджета в 2007 году по отношению к ВВП сохраняются примерно на том же уровне, что в 2005-м и в 2006 году. Если же суммировать доходы федерального и региональных бюджетов, то мы получим примерно 39 процентов ВВП. Это чуть выше среднего уровня бюджетных доходов в других странах, где обычно они составляют от 35 до 45 процентов ВВП. Но надо помнить, что значительную часть этой суммы - около 8 процентов ВВП - нам приносят доходы от благоприятной внешней конъюнктуры, то есть от растущих цен на нефть. А без "нефтяных" поступлений наши доходы были бы невысокими.

На первый взгляд не слишком отличаются от среднемировых показателей и расходы нашего бюджета - в большинстве стран они составляют 35-45 процентов ВВП. При этом на протяжении нескольких лет российское правительство, добиваясь сбалансированной бюджетной политики, параллельно снижало и налоговую нагрузку, и расходы бюджета. Но теперь ориентиры изменились, и расходы бюджета в 2006-м и 2007 году существенно увеличиваются.

При этом в проекте бюджета-2007 обращает на себя внимание увеличение расходов на государственные инвестиции, поддержание национальной экономики. В принципе это оправдано, потому что до сих пор государственные инвестиции в экономику, на поддержку несырьевых секторов у нас невелики. А развитие инфраструктуры - крайне важное условие для развития экономики государства. Однако подобные меры имеют смысл лишь в том случае, если эти инвестиции осуществляются эффективно. Но пока, к сожалению, по общему признанию, нам такой эффективности, в том числе и из-за высокой коррупции, добиться не удавалось.

Очевидно, что при работе над проектом бюджета будут звучать и дальнейшие предложения об увеличении расходной части бюджета. На мой взгляд, общая сумма расходов уже предельна, и теперь может идти речь только о ее перераспределении в заданных рамках. Пока заложенные в бюджет расходы приемлемы, но они уже сейчас находятся на грани риска. А их дальнейший рост может создать угрозу макроэкономической стабильности, привести к инфляционному взрыву.

И всем тем, кто настаивает на увеличении расходов, я хотел бы напомнить: "нарисовать" можно любые расходы, а вот обеспечить их реальными ресурсами значительно труднее.