Не так поняли?
Проблема действительно серьезная, к тому же изрядно "подогретая" СМИ. "Из-за плохого знания языка некоторыми журналистами сегодня вся Россия говорит о том, что в Камчатской области введены карточки на хлеб. Очень скучно и лень произносить фразу "талоны на скидку на цену хлеба", проще - "карточки". Кроме того, губернатор уверен, что талоны - "механизм крайне ущербный". По его словам, больше половины льготников уже отказались их получать. Не стоит неделю собирать справки ради того, чтобы раз в два дня получать буханку хлеба на 2 рубля дешевле. "Наш пенсионер себя уважает", - заметил губернатор.
Однако талоны все-таки введены, чтобы снять социальное напряжение. Губернатор напомнил историю проблемы. По его словам, министерство финансов считает, что в области излишнее количество социальных выплат и льгот как для отдельных групп населения, так и для предприятий. С точки зрения минфина, это хоть и законное, но нерациональное использование бюджетных средств. В 2005 году правительство отменило постановление, по которому область получала целевые дотации, за счет которых могла предоставлять местным производителям льготный тариф на электроэнергию (на эти цели уходило 660 млн. рублей ежегодно). Еще полтора года региональная власть компенсировала затраты на электроэнергию из своего бюджета. Правда, в 2006 году область смогла выделить на это меньше половины прежней суммы. Но все социальные выплаты сохранились.
В марте этого года состоялось совещание у заместителя министра финансов, на котором говорилось о необходимости выделения Камчатке дополнительной финансовой помощи в связи с неконтролируемым ростом цен на топочный мазут. За полтора года они выросла вдвое (с 5600 до 10 200 рублей за тонну). Зимой области приходилось каждый день "сжигать" около 13 млн. рублей. Сейчас для Камчатки это одна из главных проблем, которую ей не решить в одиночку. Но возможность помощи из центра поставлена в прямую зависимость с отменой в области ряда льгот. Логика проста: если Камчатка тратит такие деньги на соцзащиту, значит, она достаточно обеспечена и помогать ей не надо.
"В этой ситуации другого выхода, кроме как выполнить хоть какие-то требования минфина, у нас не было, - говорит Михаил Машковцев. - Тем более я согласен, что электроэнергия по сниженным тарифам порождает иждивенчество". Поэтому было принято решение с 1 июля прекратить дотирование электроэнергии для значительной части предприятий.
Не грозите нам ценами!
Дальше, по выражению губернатора, пошла провокация со стороны хлебопеков. Независимая оценка показывает, что только 4 процента в стоимости буханки хлеба - тариф на электроэнергию. Из них "дотировали" половину. Если бы после отмены льготы производители хлеба повысили цену на 2 процента (то есть на 32 копейки при цене хлеба в 16 рублей), это было бы справедливо. Но они эти 32 копейки умножили на 10. И никакой отменой льгот это обосновать нельзя. "Это откровенный шантаж и сговор хлебопекарных предприятий, с которыми, к сожалению, методов борьбы нет", - уверен губернатор.
"Боюсь, что это действительно чей-то спекулятивный интерес, - сказал корреспонденту "РГ" вице-президент Российского зернового союза Андрей Славутин. - На Юге стоимость зерна действительно выросла на 20 процентов из-за возросшего экспортного спроса. Но на Камчатку оттуда муку не возят. А в ближайших к ней сибирских регионах цена на пшеницу третьего класса, которая идет на производство хлеба, как была в среднем 3300 рублей за тонну, так и осталась. А в Западной Сибири на пшеницу старого урожая она даже несколько снизилась".
Впрочем, губернатор Камчатской области считает, что административные меры на хлебопеков найдутся: "Всегда есть, чем прищучить предпринимателей". Однако, по мнению президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Кацнельсона, введение административных рычагов не выход. "Хлеб в российских регионах стоит по-разному из-за разной покупательной способности населения, - пояснил свою позицию Кацнельсон. - А после введения "хлебных" талонов на Камчатке, естественно, недовольное население теперь начнет роптать, что государство должно регулировать цену на хлеб. Вот этого быть не должно ни в коем случае. Иначе бизнес уйдет из отрасли. Ведь у нас есть и регионы, где люди в состоянии платить и по 100 рублей за батон и больше. Например, где-нибудь на Рублевском шоссе в Подмосковье. Ну и пусть платят, если им это не обременительно. Таким пекарням энергетику покрывать за счет бюджета, конечно, незачем. Но поддержать тех, кто печет хлеб для бедного населения - прямая обязанность местных властей".
Камчатка пока в одиночестве
По сообщениям наших собкоров, цена на хлеб в других регионах остается "в рамках приличий". Белый хлеб стоит с среднем 8-11 рублей, нарезной батон - 8-16 рублей и черный - 9-14 рублей. А в целом по стране с декабря прошлого года по август нынешнего цены на хлеб и хлебобулочные изделия, по данным Росстата, поднялись на 6,6 процента. Но тут надо сказать, что в структуре стоимости минимального набора продуктов и хлеб, и хлебобулочные изделия занимают второе место - 21,2 процента. Понятно, что хлебопеки отстаивают свой бизнес-интерес. Но и государство не может оставаться в стороне, если цены на хлеб начнут расти по всей стране. По всей видимости, Федеральная антимонопольная служба обратит внимание на ситуацию с камчатским хлебом. Правда, пока ФАС воздержалась от комментариев.
В целом по стране с декабря прошлого года по август нынешнего цены на хлеб и хлебобулочные изделия поднялись на 6,6 процента
Надо сказать, что хлеб на Камчатке стал резко дорожать еще в первой половине лета. Просто до областного центра эта волна докатилась с опозданием. Например, в Усть-Камчатском районе цена одной буханки хлеба выросла до 23 рублей уже в начале июля. А до этого составляла 20 рублей. Хотя в районах есть свои особенности, которые заставляют цены расти быстрее, чем в центре. Например, высока транспортная составляющая. Растут транспортные расходы, цены на бензин (с января цену поднимали три раза).
Как объяснила Лариса Князева, председатель потребительского общества, которое обеспечивает хлебом жителей районного центра, все детские учреждения и больницу, "разница между реальной ценой и продажей постоянно росла. И только безвыходное положение заставило нас увеличить цену хлеба", - заявила. Однако известно, что в марте район выделил этому обществу 300 тысяч рублей для досрочного завоза сырья на выпечку хлебобулочных изделий. О такой помощи просила Лариса Князева якобы для сдерживания цен. И что же в итоге? Предприятие получило беспроцентную бюджетную ссуду, но, несмотря на это, поставило в июле хлеб в сады и детские лагеря уже по 23 рубля. Причем это сопоставимо с ценами другого производителя хлеба из Усть-Камчатска, который никакой бюджетной помощи не получает. Отсюда вполне справедливое подозрение: что-то пекари темнят.
Их ссылки на рост цен в смежных отраслях, который они якобы компенсировали августовским повышением цен, безосновательны. В течение этого года они плавно повышали цену, компенсируя все дополнительно возникавшие расходы. В первых числах января хлеб стоил 12-14 рублей, к августу - 17-18 рублей. И когда губернатор отменил льготу по электроэнергии на хлеб, которая должна была увеличить стоимость булки в среднем на 30 копеек, хлебопеки махом подняли цену на 2-3 рубля.
Что же дальше? Уже озвучены рамки тарифных коридоров по регионам. В январе стоимость электроэнергии повысится на 20-30 копеек за киловатт для предприятий. На цене булки хлеба это должно отразиться увеличением себестоимости на 1 - 1,5 копейки. Но не удивлюсь, если ее опять поднимут на 2-3 рубля, снова объясняя это увеличением тарифов на электроэнергию.
Кстати, еще в 2004 году министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев утверждал, что темпы роста цен на хлеб в России должны соответствовать темпам роста инфляции. И добавлял, что "правительству и администрациям регионов надо проводить соответствующий мониторинг и предпринимать все меры, чтобы такая динамика соблюдалась. В противном случае надо оперативно решать вопрос об обеспечении малоимущих слоев населения через социальные программы".
комментарий |
Могла ли действительно резко вырасти цена на хлеб, как говорят хлебопеки, из-за роста цен на электроэнергию, еще предстоит разбираться.
В Федеральной службе по тарифам "РГ" пояснили, что уровень предельного роста тарифов на электроэнергию устанавливается один раз и, как правило, с начала года. Правда, ситуацию на уровне субъекта в каждом конкретном районе регулируют Региональные энергетические комиссии, подчиняющиеся губернатору.
На местах, кстати, бывает так: для социально значимых предприятий устанавливаются льготные пониженные тарифы. Если льготы по какой-либо причине отменяют, стоимость продукции, производимой предприятием, естественно, вырастает. Имело ли место подобное на Камчатке, пока не ясно.
Что касается возможного возникновения дефицита из-за перебоев снабжения полуострова зерном и мукой, в минрегионе "РГ" сообщили, что по части "северного завоза" они контролируют поставки в отдаленные регионы только топлива. Все проблемы, связанные с обеспечением населения продуктами питания, - прерогатива региональных и муниципальных властей.
Подготовила Ирина Невинная