За месяц до 50-летнего юбилея челябинской оперы внутритеатральный конфликт вылился на публику.
"Бесконечные собрания музыкантов оркестра и администрации на протяжении многих лет ни к чему не привели, нас просто не хотят слышать. На фоне внешне яркой, насыщенной театральной жизни руководство абсолютно не заботится о том, в каких условиях работают люди, - пишут музыканты оркестра губернатору. - Музыкантов не хватает, и нас вызывают на работу практически в два раза чаще, чем, например, это допустимо в Европе. При этой дикой загруженности мы не имеем дополнительных дней отдыха, которые предусмотрены законодательством, нам не выплачивают надбавок и компенсационных выплат за интенсивность и напряженность труда, которые нам положены. Большинство музыкантов получают от 3 до 5 тысяч рублей".
Каждый год из областного бюджета на нужды оперного театра выделяется специальный губернаторский грант - 13 миллионов рублей. Но вместо того, чтобы играть собственные спектакли, руководство театра сокращает репертуарный план, сдает сцену в аренду, лишая тем самым собственных актеров возможности заработка. "Заведомо убыточные мероприятия влекут за собой непроизводительные расходы, и все зарабатываемые театром доходы уходят на выплаты гонораров гастролерам антреприз".
Администрация оперного театра в лице художественного руководителя Дениса Северинова, признавая высокую загруженность музыкантов, настаивает на своей версии. 6-часовой рабочий день при 6-дневной рабочей неделе - это загрузка, соответствующая требованиям КЗОТа. Утром - почти 4-часовая репетиция, вечером - спектакль. Вот сводные ведомости театра за 2006 год: артист оркестра 10-го разряда получает 4 - 4,4 тысячи рублей, солист оркестра - 8,4 - 9,8 тысячи рублей.
По мнению Северинова, возросшая нагрузка на актеров означает лишь одно - театр возрождается.
Сегодня Челябинский оперный театр ежегодно предлагает зрителям 3-4 премьеры. За последние годы приобретены хорошие музыкальные инструменты, отремонтированы внутренние интерьеры и наружные фасады, реконструировано световое освещение и планшеты сцены - все это за счет дотаций учредителя, правительства Челябинской области.
Денис Северинов предлагает искать причины оперной предзабастовки вне театра - в безнадежно устаревших нормативных документах, которые регламентируют денежные траты в бюджетных учреждениях культуры.
- Сегодня все учреждения культуры вынуждены работать в законодательном вакууме, - сетует Денис Северинов. - А финансирование театров на новые постановки происходит по нормативам 1982 года - норматив на выпуск одного спектакля 500 тысяч рублей! Хотя сегодня минимальная смета на полноценный спектакль в оперном театре - 3,5 - 5 миллионов.
Пока что переговоры между администрацией и музыкантами театра ни к чему не привели. "Моральное состояние в оркестре ужасное, и сегодня забастовка в день премьеры видится нам единственным способом заставить руководство повернуться лицом к нашим проблемам", - заявили подписанты открытого письма. Губернатор Челябинской области Петр Сумин уже поручил своим подчиненным разобраться в сути конфликта.