По словам председателя рабочего комитета по планированию городского будущего, доктора экономических наук Вадима Заусаева, группа ученых исследовала по самым разным критериям городское хозяйство в течение почти двух веков.
По мнению ученых, Хабаровску повезло в том плане, что его экономика не специализировалась на каком-то одном виде производства. Даже к экономике всего Дальневосточного региона Хабаровск был привязан в меньшей степени, а в экспорте края занимал скромное место (менее 10 процентов). Зато чего было не отнять у Хабаровска, так это существование развитого чиновничье-бюрократического аппарата, который с получением городом федерального статуса только увеличился. Как вариант ученые выдвинули в качестве финишной прямой к 2020 году - развитие Хабаровска как политической столицы России на Дальнем Востоке, своеобразного мозгового центра. Это в свою очередь предполагает размещение в городе множества управленческих организаций, представляющих федеральные и региональные органы власти, корпоративные иностранные и региональные структуры, международные общественные организации.
Однако все понимают, что на одном административном ресурсе долго не продержаться. Поэтому ученые сулят Хабаровску новые перспективы развития. Экономический прорыв Хабаровска разработчики городского плана видят в усилении его транспортно-транзитной роли, со строительством газонефтепроводов, второй очереди железнодорожного моста через Амур, завершением строительства магистральной автодороги федерального значения "Чита - Находка".
Прохождение через город грузопотоков автомобильного, железнодорожного, авиационного, речного, а в недалеком будущем и трубопроводного транспорта, как в восточном, так и западном направлениях, открывает большие перспективы торгово-транспортной специализации экономики Хабаровска.
Новые транзитные пути могут появиться и в связи с освоением китайской стороной островов Тарабарова и части Большого Уссурийского. Возможно строительство нового автомобильного моста, а в перспективе и железнодорожного, когда грузопотоки из провинции Хэйлунцзян могут прямиком через острова пойти в порты Дальнего Востока.
По первому варианту к 2020 году Хабаровск превратится в крупнейший центр многоотраслевого транспорта. А это в свою очередь потребует значительного увеличения количества транспортных предприятий, таможенных пунктов, складских и распределительных терминалов, международных зон для контейнерных перевозок по маршруту "Ванино - Большой Уссурийский остров - Харбин", информационной инфраструктуры и обслуживающих финансовых структур (банков, страховых компаний). Уже сейчас город в своем развитии должен ориентироваться на постоянное пребывание транзитных пассажиров и грузов, а значит необходимо строить новые аэропорты, речные пристани, автовокзалы.
Чтобы статус Хабаровска соответствовал столичному виду, ученые предлагают поменять заодно и городской облик. Сейчас Хабаровск не соответствует столичному виду и имеет ярко выраженную линейную структуру, где большая часть градостроительных объектов, так скажем, "нанизана" на единую ось магистралей, связывающих северную и южную части города с центром. А для большинства крупных и, прежде всего, столичных городов, характерна радиальная структура застройки.
Дальнейшее развитие экономики региона ученые предлагают рассматривать только в совокупности с миграционными потоками и демографической обстановкой. Приграничные территории испытывают на себе наибольшее экономическое воздействие со стороны сопредельных стран. Чтобы противостоять этому воздействию, требуется мощный социально-экономический потенциал. Для этого надо формировать в регионе "постоянное население", которое настроено на работу и созидание, а не на временное пребывание и отъезд.