Все разговоры о тех событиях за минувшие полтора десятилетия сводятся, в общем, к одной теме - развалу СССР. И, по старой российской привычке, к поискам виновных. Здесь выбор на удивление узок и примитивен: Горбачев, Ельцин, мировая закулиса. А то и все они вместе.
О последней версии - внешнего заговора - всерьез говорить не приходится. Можно, конечно, как это делают многие современные конспирологи, сваливать всю вину на ЦРУ, которое сбрасывало листовки на советскую территорию или засылало своих лазутчиков через советскую границу, чтобы растлить местное население, и даже финансировало вражеские "радиоголоса", но тогда возникает вопрос: почему же подобные методы, применявшиеся в идеологической войне двух систем противоположной, коммунистической стороной, не принесли никаких результатов? Да и вообще, если считать, что распад СССР - дело рук агентов западных спецслужб, то придется признать, что им удалось завербовать целую политическую партию - КПСС.
Потому что именно компартия, и никто другой, внесла неоценимый вклад в ликвидацию советской империи. Хотя бы потому (без других экспертных подробностей, требующих отдельного и гораздо более объемного разговора), что проявила свою полную неспособность к адекватному анализу реалий и к политико-экономическому здравомыслию в условиях обмеления нефтяного шприца, на котором, как и сейчас, сидело отечественное "народное" хозяйство, и полной утери доверия к коммунистической риторике.
Вспомним, с какой яростью партийная масса, собиравшаяся на свои ритуальные сборища в виде пленумов, конференций и съездов, отвергала даже робкие обновительские инициативы Горбачева вроде создания кооперативного движения или ограниченной (и, конечно же, вполне управляемой) внутрипартийной демократии. КПСС не хотела, да и не могла пережить ни введения рынка, который даже в своем зачаточном состоянии лишал ее - руководящую силу! - экономических рычагов, ни тем более демократических процедур. Только одна цифра: первые относительно свободные выборы привели к поражению 35 секретарей обкомов и крайкомов партии.
Отправной же точкой процесса развала (об этом сегодня почему-то никто не вспоминает) стала историческая (действительно - историческая!) идея коммуно-патриотов под предводительством некоего Ивана Полозкова образовать внутри КПСС российскую компартию - под тем вымышленным предлогом, что, мол, РСФСР - самая уязвленная союзная республика, кормящая остальные части Союза и ничего не получающая от них взамен.
Но ведь взамен, не вдаваясь даже в сравнительную экономическую статистику, которая отнюдь не подтверждает российского "донорства", РСФСР имела - ни много, ни мало - страну (империю!) под названием СССР. А у этой страны был, если хотите, почти что сиамский близнец под названием КПСС, где компартии союзных республик находились на птичьих правах национальных окраин советской (а до того российской) империи. И первая же попытка разделить близнецов, поставить Россию - через образование компартии РСФСР - в равное положение с другими республиками обернулась необратимым центробежным процессом - на равных, так на равных!
И это хорошо поняли и усвоили национальные политические элиты, быстро увидевшие для себя сияющие перспективы независимости, самостоятельности и принятия решений без оглядки на пресловутый центр и без сковывающего контроля с его стороны. Еще один полузабытый факт: декларация о государственном суверенитете Украины датирована еще июлем 1990 года, задолго до ГКЧП и тем более Беловежских соглашений. Справедливости ради надо сказать, что и Россия в июне того же года объявила о своем суверенитете. Но, во-первых, если почитать стенограмму съезда народных депутатов РСФСР, и "полозковцы", и демократы голосовали не за независимость от СССР, а за новое устройство Союза. И, во-вторых, Россия - не Украина, она сама вместе с так называемыми национальными окраинами была Советским Союзом, тогда как украинская политическая элита, уйдя из повиновения КПСС, уже примеряла новое платье "незалежности" в жовто-блакитных тонах.
Так есть ли во всем этом вина Горбачева?
Есть, если виной считать его попытку реформировать и страну, и партию. В том, что близнецам надо было лечиться, сомнения, думаю, нет ни у кого. Увы, они оказались неготовыми к такой операции и перешли в состояние комы от первого прикосновения скальпеля. Более того, уж кто-кто, а Горбачев был заинтересован в сохранении Союза хотя бы ради масштабов собственной власти и до последнего сопротивлялся всеми доступными ему способами (слава богу, за исключением крайних, чреватых кровопролитием) развалу партии и страны. Никто сейчас не скажет, насколько продлил бы жизнь СССР новый союзный договор, подписание которого было назначено на 20 августа 1991 года, но именно этот документ, явившийся последней попыткой спасти страну, подвиг гэкачепистов на безумное как по своей задумке, так и по исполнению выступление. Тем самым КПСС в лице верхушки партийно-силового блока вбила последний гвоздь в гроб советской империи.
Тогда, может, виноват Ельцин?
Ответ - в событиях, последовавших за августовским путчем. Уже 5 сентября о самороспуске заявляет Съезд народных депутатов СССР. А до того 24 августа свою независимость провозглашает Украина. 25-го - Белоруссия, 27-го - Молдавия, 30-го - Азербайджан... И так далее, вплоть до 16 декабря, когда державшийся до последнего Назарбаев, до сих пор являющийся искренним приверженцем интеграции, объявил о независимости Казахстана... Так что беловежская встреча, которую пеняют и Ельцину, и Кравчуку, и Шушкевичу, явилась по сути заседанием ликвидационной комиссии: штатные сотрудники уже уволились по собственному желанию, столы пустые, сейфы вынесены. Управлять нечем. Вспомним и о том, что Ельцин, которому приписывают развал страны, сразу после путча даже попытался взять на себя функции союзного руководителя, очень для него привлекательные, пока Горбачев не напомнил ему, кто формально является президентом СССР...
Можно ли было сохранить Союз?
Можно, во-первых, если бы КПСС и ее верхушка добровольно согласились на самореформирование, а не требовали от того же Горбачева прекратить "демократическую вакханалию". А заодно провели бы в опережающем режиме назревшие политические, экономические и общественные преобразования в стране.
Вы в такое верите? Я - нет.
Можно, во-вторых, если бы КПСС с помощью обслуживающих ее силовых структур в принудительном порядке, не останавливаясь ни перед чем, в том числе перед кровопролитием, заставила свои "национальные отряды", а через них население союзных республик оставаться в единой стране, как это попытались сделать в Югославии.
Вы этого хотели бы? Я - нет.