Ситуация усугубляется тем, что на многих из них российские моряки фактически оказались брошенными на произвол судьбы. Они вынуждены хвататься за любую работу, чтобы просто-напросто не умереть с голоду. Те, кто мог, вернулись разными путями на родину, для остальных билет на пароход в Россию остается недостижимой мечтой вот уже несколько месяцев. Подчас такая безысходность толкает их и на преступления.
Сотрудник регионального управления рыболовства и морских дел города Тонхэ Республики Корея господин Ким Ду Сок в интервью "РГ" сказал, что за последний год наблюдается резкое увеличение числа арестов российских промысловых судов. Только в этом году в Тонхэ - в двенадцатом по масштабам порту страны - из 15 арестованных судов 9 являются российскими. "Увеличение доли России в этой статистике налицо как по абсолютным, так и по относительным показателям. Боюсь, что скоро нам придется выделять отдельные причалы для российских судов", - заметил он. Господин Ким при этом подчеркнул, что причиной практически всегда являются претензии, возникающие между российскими и корейскими партнерами. Попросту говоря, не могут поделить прибыль или разобраться с долгами друг другу. Согласно предоставленной управлением статистике в настоящий момент в порту Тонхэ задержаны следующие российские суда: "Котиково", "Колмский", "Энигма", "Кругликово", Sea Glory 1, "Мираж", "Ямск", "Владимир" и "Петр". Все суда занимаются промыслом краба. Аналогичная ситуация сложилась и в других портах страны.
Как стало известно "РГ", в соседнем с Тонхэ порту Мукхо задержаны еще 4-5 российских судов, в Пусане - восемь, по несколько - в портах Чинхэ, Ульсане, Сокчхо и других. Всего, по предварительным оценкам, в Южной Корее наберется не менее полусотни.
Огульно обвинять кого-то в Корее в антироссийских настроениях было бы неверно. Насколько известно, часто владельцы российских судов, как правило, сами находящиеся в России, являются должниками корейцев, но по тем или иным причинам отказываются платить долги либо не выплачивают зарплату экипажам. Естественно, что по заходу в корейские порты суда арестовываются, чтобы таким образом заставить выплатить долг. Но и русским предпринимателям есть что сказать. Имеют место случаи, когда недобросовестные корейские партнеры пытаются попросту забрать себе суда, а при ближайшем рассмотрении и сам вопрос о долгах оказывается далеко не таким однозначным. Как сказал один российский чиновник Леонид Л., по долгу службы хорошо знакомый с ситуацией в отрасли: "Все далеко не так просто. Имеют место разнообразные теневые схемы, где зачастую наши и корейские Остапы Бендеры от морепромысла пытаются облапошить друг друга. Пешками в этой игре становятся российские суда, чаще всего занятые промыслом морепродуктов - в первую очередь краба, пользующегося большим спросом в Южной Корее и наиболее ценного с точки зрения валютной прибыли. Рыльце в пушку как у тех, так и у других". Это же признал и господин Ким, заметивший, что ему трудно судить обо всех деталях, но случаи мошенничества известны с обеих сторон.
Проблема заключается в том, что часто в результате таких разборок между хозяевами больше всего страдают простые российские моряки. Придя в порт чужой страны, они в итоге остаются без корабля, без денег, без еды и средств к существованию. Нет, их никто не держит на судах, но многие из них попросту не могут вернуться домой. Кому-то, правда, везет - они нанимаются на другие суда, получая новую работу, либо наши рыболовы соглашаются их подбросить до российского порта, у кого-то все же находятся деньги на пароход до дома, но далеко не у всех.
Ко всей этой массе бедолаг стоит добавить и немалое количество российских моряков из числа экипажей иностранных судов. Ситуация та же - без денег и еды в чужой стране. По словам русского моряка, представившегося как Мишель, их судно "Ларта" было взято корейцем в аренду. Однако через несколько месяцев работы арендатор по фамилии Ли пришел, заявив, что у него больше нет денег, и скрылся. На возмущенные заявления российского экипажа о том, что кореец по контракту обязан взять все расходы по пребыванию в Корее экипажа, а также организовать его отправку в Россию, Ли посоветовал выбросить эту бумагу. Полиция разводит руками и говорит, что он ударился в бега и его не найти. Мишель же, который уже четыре месяца не видел семью, перебивается случайными заработками в порту, предлагая свои услуги в качестве разнорабочего. Все деньги уходят на питание, на билет не скопить, сколько еще он останется здесь, Мишель не знает, говоря лишь со слезами на глазах, что "его лицо, наверное, и маленький сын забыл". Он же рассказал, что бывали случаи, когда представители корейской стороны, пообещав в контракте отправить экипаж домой, в итоге начинали требовать деньги с моряков за билет на паром до России. Или другой эпизод: сломавшему ступню моряку так и пришлось уехать домой, не получив медицинской помощи. Просто не оказалось денег на оплату лечения.
Рядом с "Лартой" в порту Тонхэ стоит российское судно "Ямск". По версии властей, оно арестовано за долги российской фирмы, которая в 2002 или 2003 году не расплатилась за ремонт одного из судов. Требуют более 700 тысяч долларов. Оставшиеся сторожить судно старший механик Николай Е. и матрос Владимир С. полагают, что таким образом корейская фирма пытается попросту забрать судно, которое стоит полтора-два миллиона долларов. В написанном моряками на имя начальника российского консульского отдела посольства России в Сеуле письме говорится, что "корейская сторона своими действиями пытается удалить остатки экипажа для последующего захвата и продажи судна". Утверждается также, что их корейская компания-партнер "НСК Марин" по контракту "несет полную ответственность за находящиеся на территории Южной Кореи суда нашей компании, в том числе и экипажей", но не выполняет своих обязанностей. Корреспонденту "РГ" они заявили, что "будут держаться до конца, но судно не отдадут". Такое противостояние длится уже пятый месяц. Моряки также перебиваются случайными заработками, дорогостоящая аппаратура от сырости портится, мусор с судна не вывозится, постепенно оно превращается в помойку.
Все это приводит к тому, что из-за безысходности русские моряки иногда идут на такие действия, которые уже вступают в противоречие с Уголовным кодексом. Так случилось с экипажем судна "Ё" с камбожийским флагом и корейским владельцем. Дойдя до полного отчаяния за месяц жизни впроголодь, моряки решили продать на местном рынке запасной эхолот с судна, чтобы таким образом раздобыть деньги на билеты домой. Хозяин как-то узнал об этом, и полиция взяла наших ребят с поличным. Корейская Фемида оказалась достаточно снисходительной и учла ситуацию, в которой оказались моряки: при грозившем сроке до полутора лет они получили полгода условно и были депортированы. Но гарантии того, что это не повторится, нет.
На грани отчаяния находятся и около тридцати российских моряков в порту Пусана. В общей сложности шесть судов под разными флагами, но все с российскими экипажами застряли в корейском порту. Ситуация несколько иная - все претензии только к российским судовладельцам. Здесь экипажи пытаются, что называется, выбить из своих российских хозяев зарплату, которую им не выплачивают уже чуть ли не полгода. Все они занимались промыслом краба, сдали его в порту, но заработанных денег так и не получили. Не выдержав, экипажи трех судов уже вернулись на родину, отчаявшись получить зарплату.
По информации генерального консульства РФ в Пусане, в Корее остаются моряки с трех судов - с траулеров "Новиково" и "Меркурий" и рефрижератора "Лапаломо". Экипажи на все суда набирались расположенной во Владивостоке компанией "Морской клуб "Родина". Фирму-судовладельца же моряки не знают, но, по всей видимости, это была какая-то московская компания.Моряки думали о том, чтобы объявить голодовку, но в итоге решили обратиться в представительство Международного профсоюза моряков. Как пояснили специалисты, согласно уставу данного профсоюза в случае невыплаты зарплаты экипажам судов представители этой международной организации имеют право выставить суда на аукцион и из вырученных денег выплатить жалованье экипажу. Судя по всему, все к этому и идет. Но и тут возникло осложнение. Российская компания набрала на суда уже новые экипажи и прислала их в Корею. Получается, что пытаются столкнуть лбами и самих моряков.
По словам сотрудника консульского отдела посольства России в Сеуле, "вмешиваться в хозяйственные споры мы не имеем права. Приходится ограничиваться гуманитарной и некоторой иной помощью, просим власти проявить снисходительность к попавшим в тупиковую ситуацию морякам. Но всем помочь, накормить, дать деньги, отправить домой мы физически не можем, хотя делаем все, что в наших силах". То же самое подтвердили и в генконсульстве в Пусане: "Делаем все, что можем. Ищем переводчиков по своим личным каналам, оформляем побыстрее необходимые документы, иногда покормим, но так все равно проблему не решить. Надо просто ломать всю схему организации промысла, чтобы не возникали подобные случаи".