Нет, глава кабинета министров не пришел на заседание в шортах и кроссовках. Он выглядел, как никогда, бодрым и отдохнувшим. Расслабленные министры явно не ожидали от Фрадкова такого напора дискуссии при обсуждении выступления главного экономиста Германа Грефа, еще не отдыхавшего и все это время проведшего в трудах над корректировкой прогноза социально-экономического развития, составлением перечня федеральных целевых программ и федеральных инвестиционных программ.
Гораздо больше премьеру понравилась, судя по всему, презентация главного финансового документа страны на 2007 год, который только накануне минфин внес в правительство. "У аппарата правительства было лишь несколько часов на его проработку", - отметил премьер. Тем не менее заверил, что документ составлен хорошо. На самом деле, даже если бы в бюджете и были явные огрехи, у кабинета фактически не осталось времени на раздумье. Президент и так просил не затягивать прохождение бюджета-2007, чтобы сразу же приступить к работе над главным финансовым документом на следующий год, выведя таким образом бюджет-2008 из-под атаки лоббистов. Так что доработан документ или нет, но бюджет-2007 срочно надо было рассматривать на заседании, даже несмотря на то, что его повестка была слишком перенасыщенной.
Министр финансов, тоже лишь недавно получивший несчетное количество раз откорректированный в ведомстве Грефа прогноз социально-экономического развития страны, презентовал свое детище с любовью. Он назвал его бюджетом инвестиций в человека, в будущее поколение. По его словам, непроцентные расходы вырастут в следующем году на 26,5% и составят 1 триллион 110 миллиардов рублей. "Это является самой большой в номинальном выражении суммой за последние годы", - заявил Кудрин, отметив, что уровень жизни населения будет во многом зависеть от повышения качества образования, здравоохранения, жилья и безопасности человека.
В то же время, по словам министра, в трехлетней перспективе уровень государственных расходов будет снижаться: в 2006 году они составляют свыше 22% ВВП, в 2007 году будут равны 17% ВВП, а до 2009 года снизятся до 16,6% ВВП.
По расчетам финансистов, доходы федерального бюджета в 2007 году вырастут на 13,1%, расходы - на 24,5%. Согласно прогнозам, в 2007 году рост ВВП составит 6%, однако пока сохраняется тенденция последующего снижения темпов роста ВВП - до 5,8% в 2008 году и 5,9% в 2009 году. Основными же проблемами, вызывающими беспокойство у министра финансов, является укрепление рубля, которое происходит более высокими темпами, чем это планировалось, а также необходимость удержать прирост денежной массы по нижней границе, прогнозируемой минэкономразвития. Кроме того, в ведомстве Грефа пересмотрели прогноз по инфляции на 2007 год, повысив этот показатель с 6-7,5% до 8%, а заодно и на 2008-2009 годы (параметры роста цен увеличены на 0,5%). Прогнозируемый курс рубля к доллару был 28,6 рубля за доллар, пересмотренный - 26,5 рубля за доллар. В то же время прогноз укрепления реального эффективного курса рубля был повышен с 3,7% до 4,8%. Как пояснил Кудрин, увеличение темпов роста денежной массы связано в том числе с существенно большим, чем прежде, притоком денег в экономику. Так, если за первые полгода 2005 года золотовалютные резервы увеличились на 20 млрд. долларов, то за аналогичный период этого года - на 83 млрд. Вследствие этого ЦБ был вынужден увеличить рост денежной массы на 43,9%. Однако министр финансов все же тешит себя надеждой, что антиинфляционные меры, предпринимаемые правительством, минфином и ЦБ, все же действуют, и укрепление реального эффективного курса рубля пока меньше, чем в прошлом году.
Но министр не удержался, сев на свой конек, и в очередной раз предупредил, что увеличение государственных расходов является основной причиной укрепления рубля. То есть растущий приток в страну валюты вследствие высоких цен на нефть вынуждает ЦБ выкупать доллары, обеспечивая таким образом больший, чем планируется, прирост денег в экономику: "больше, чем она может переварить". "Когда расходы растут более высокими темпами, чем растет экономика, фактически мы берем деньги из тех, которые были стерилизованы, а значит, растет инфляция, а ЦБ укрепляет номинальный курс рубля для борьбы с ней", - бросил Кудрин камень в огород главы ЦБ Сергея Игнатьева, поменявшего недавно статус соратника на статус противника министра финансов.
Зато вчера не было споров и разногласий постоянных оппонентов - Кудрина и Грефа. И хотя министр экономического развития и торговли так и не смог серьезно увеличить размер Инвестиционного фонда, он все же не стал особо возмущаться. Тем более что Фрадков, говоря об Инвестиционном фонде, случайно оговорился, что его размер достигнет в следующем году триллиона.
- Простите, это еще не скоро, - тут же поправился премьер, и, посмотрев на довольного Грефа, добавил: - Да, Герман Оскарович, это возможно. Может быть, и не скоро. Но пока объем Инвестиционного фонда в 2007 г. вырастет на 14,8 млрд. рублей за счет экономии средств при досрочном погашении долга Парижскому клубу и составит 110,6 млрд. рублей. По расчетам финансистов, в 2008 году объем Инвестфонда составит 104,2 млрд. рублей, в 2009 г. он запланирован на уровне 93,3 млрд. рублей. При этом министр отметил, что в 2009 г., возможно, эта цифра будет увеличена и "размер Инвестфонда будет не меньше, чем в предыдущие годы". У минэкономразвития на этот счет другие мысли: на 2007 г. ведомство Грефа прогнозирует значительно больший объем Инвестфонда за счет того, что часть средств, выделенных в 2006 г., в этом году не будет потрачена и перейдет на следующий год.
Кудрин, как обычно, предостерег членов кабинета министров, что Россия вышла на самые высокие показатели зависимости бюджета от нефти и газа. Подобное заявление главный финансист сделал, сказав, что наконец разработана методика, позволяющая определять зависимость экономики от нефтегазовых доходов, а главное, как когда-то предположил Фрадков, можно будет следить за динамикой ее изменения. По словам главного финансиста, единственного министра, знающего в этой стране все о финансах, в текущем году нефтегазовые доходы прогнозируются на уровне 10,9% ВВП при доходах бюджета в 22,6% ВВП. Их доля в общих доходах федерального бюджета составит 48,2%. Нефтегазовые доходы прогнозируются на уровне 11,8% ВВП (или 52,2% общих доходов бюджета). Дефицит бюджета-2006 без учета доходов от нефти и газа составит 5,2% ВВП, а в 2007 году - 5,4%.
Кудрин попросил председателя правительства дать поручение минэкономразвития, минфину и Центробанку "определить, какие объемы нефтяных и нефтегазовых доходов требуется бюджету, чтобы обеспечить стабильность наших расходов". "Мы сейчас находимся в опасной убаюкивающей зоне", - пугающе добавил он.
В качестве пряника минфин предлагает отказаться от денежной компенсации военным за продпаек и присоединить эту сумму к их денежному довольствию, размер которого увеличится в полтора раза в реальном выражении к началу 2008 г. по сравнению с уровнем 2006 г. Денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц будет проиндексировано на 10 процентов с 1 января 2007 года и на 15 процентов - с 1 декабря 2007 года. Также с 2007 г. отчисление денежного довольствия лицам, приравненным к военнослужащим (пожарным, сотрудникам ГО и ЧС), будет осуществляться из федерального бюджета.
Но, как обычно, без просьб и пожеланий при обсуждении бюджета не обходится, и вчерашний день не стал исключением. Министр культуры и массовых коммуникаций попросил вдвое увеличить финансирование Российской телерадиовещательной сети. Сейчас "компания находится на грани банкротства", трагически сказал Александр Соколов. По его расчетам, на финансирование РТРС в 2007 году нужен 1 миллиард 602 миллиона рублей, в 2008 году - 1 миллиард 702 миллиона рублей, а в 2009 году - 1 миллиард 869 миллионов рублей. "Сейчас предусмотрены на 2007-2008 годы вполовину меньшие суммы, а на 2009 год финансирование не предусмотрено вообще", - сказал Соколов. Его просьбу услышали, но, как всегда, оставили без ответа.
Хотя не исключено, что при доработке проекта бюджета на 2007 года министр финансов все же посчитает и найдет недостающие всем просителям деньги. До 22 августа главный финансовый документ страны будет доработан, после чего внесен в Госдуму. Но, вероятнее всего, Кудрин, уже предупредивший, что любые расходы - это укрепление рубля и нежелательные макроэкономические последствия, денег не даст. Тем более что правительство все же решило поставить амбициозные цели и загнать неконтролируемую инфляцию в запланированные рамки. Начать решено с этого года. По итогам первого полугодия, инфляция в России составила 6,2%, тогда как за аналогичный период прошлого года темпы инфляции были 8%. "У нас есть все данные, чтобы сохранить инфляцию на однозначном параметре", - жестко заявил Фрадков.
- Мы здесь не для того, чтобы рекорды ставить, - заметил он министрам. - У антиинфляционных мер есть своя цена, мы должны обеспечить баланс антиинфляционных мер и политики развития экономики. Весь арсенал экономических инструментов должен быть задействован.
Но больше всего премьера вчера зацепила тема импортозамещения, собственно, по которой он и пытал своего главного экономиста. Премьер требовал от министра экономического развития и торговли проработать проблему импортозамещения и обеспечения контроля за ввозом в страну импортных товаров. Минэкономразвития должно показать, актуальна ли тема импортозамещения. "Может быть, вы скажете, что у нас рынок есть и эта тема уже нас не волнует? - хитро спросил Фрадков, обращаясь к Грефу. - Нужно понять, надо ли на месторождения привлекать иностранцев или на транспорт? Этот вопрос требует ответа".
Пока же ответа нет. Фрадков признался, что у него есть сомнения, что правительство отслеживает весь импортный поток. "Я боюсь, проснемся утром, а кефира уже не останется, это я серьезно. Вопросы, которые задают члены правительства порой, меня смущают", - продолжил Фрадков.
- Могу я вам поручение дать? - к удивлению Грефа, спросил главного экономиста его начальник. - Надо исследовать тему импортозамещения, до меня еще известные экономисты это так называли. Рассказать или написать: нет такой темы, товарищ Фрадков.
-Долго подбирая слова и выражения, Греф заметил: "Невозможно производить товар, который на 30 процентов дороже, чем импортный".
- Так это мы с главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова будем спрашивать, - сказал на это Фрадков. - Но у меня есть тревога, что мы эти вопросы упрощаем. Вот может ли минэкономразвития дать ответ на вопрос, будут ли россияне ездить по дорогам наравне с "мерседесами"? В своем хозяйстве надо навести порядок.
- Я не думаю, что тема натурального хозяйства сегодня актуальна,- заметил Греф.
- Не упрощайте, нет здесь дураков в зале, - остановил его Фрадков.
- Ну, может быть, - смело заметил Греф...