- Наши преподаватели часто напоминали нам хрестоматийную историю о двух брошенных в молоко лягушках. Одна из них, если помните, лапки сразу сложила и утонула. Другая же не сдавалась, барахталась. Молоку не оставалось иного, как превратиться в масло. А из масла, известное дело, выбраться легче. Зачем они нам байку неустанно повторяли, думаю, вы и сами понимаете. Казарменная жизнь - не из легких. Если человек, на семи ветрах оказавшийся, сразу, без борьбы, опускает руки - он ломается.
- Да, про ломающую эту казарменную жизнь сегодня говорят и пишут много.
- И почти всегда неправильно. Почти все эти рассказы про творимые в военных училищах зверства - неправда. Быт, когда я учился, устроен был вполне нормально. Мамину кухню, конечно, ничто не заменит. Но кормили хорошо, четыре раза в день. Да, есть приходилось не когда в голову взбредет, а когда положено. И это в общем-то угнетало. В первые два месяца, помню, у нас все поголовно норовили припрятать с завтрака, обеда или ужина хлебушка. В карман припрятать - чтоб "душу грел". Ну и желудок, конечно, тоже - когда тот своего потребует.
- Но ведь это наверняка не единственная была тягота?
- Естественно. Помню, ночь в наряде простоишь - а утром, как все, на занятия. Сидишь - носом клюешь. Но это никого не волнует. Пару схватил - увольнения лишился. Помню, как меня впервые комроты перед строем отчитывал. Обидно было - нет слов. Я даже плакал. Уединившись, конечно. Скупыми мужскими слезами. Но в конечном итоге все делалось на наше же благо. Ведь офицер должен уметь жить по уставу и при этом быть идеальным во всем. Ему ведь не только тактике боя обучать или применять ее на практике - ему и другом, братом, и родителем солдату быть приходится. Здесь без психологии, без знания жизни, без правильности ее не обойтись.
- С вами трудно не согласиться. Но почему-то мне вспоминается сакраментальное "Приучал мужик корову не есть, а она взяла да и сдохла".
- Наверное, потому, что вы женщина, погон не носили да еще наверняка мама. Мужчине такая школа дает очень много. Мировосприятие в первые два месяца такой жизни меняется кардинально. И чуть ли не главной жизненной ценностью, кстати, становится мужская дружба - если хотите, коллектив. Хотя, конечно, выдерживали не все. Но бежали в основном "папенькины сыночки" - которых в училище от армии прятали или от дурной компании.
- В вашем сериале такие герои есть?
- Конечно. Это один из главных героев - Макаров, сын мэра. Его играет Саша Головин.
- Выходец из "Ералаша", главный герой "Сволочей"?
- Да-да, тот самый. Однако в нашем сериале он хоть и "папенькин сынок", но далеко не сволочь. В нем - здоровое зерно. У него есть характер. Он входит в коллектив, заслуживает уважение. А вот типичый отрицательный герой - "майорский сынок" Сырников. Его "кадетское мужское братство" в итоге отторгает. И это, кстати, тоже типично, в частности, своей бескомпромиссностью.
- Все, о чем вы сейчас рассказали, очень серьезно. Можно предположить, что и жанр серьезный.
- А вот здесь вы ошиблись. Это комедия. Хотя и драматическая. Драмеди. К фильму написана замечательная песня об офицерах - она станет саундтреком. На нее уже снят видеоклип - с участием молодых актеров и группы "Кони". Жанр выбран не в угоду зрителю. Просто герои сериала очень молоды. А училищная, военная, казарменная жизнь - просто кладезь комических ситуаций. Да и смеяться, согласитесь, лучше, чем плакать.
- Соглашусь. Когда премьера?
- Надеемся представить сериал на суд зрителя в начале сентября.